Автор Дмитрий Геер
Вода и еда пока еще есть, но в будущем и их, и других природных ресурсов, скорее всего, на всех не хватит. А значит, уже сейчас многие страны задумываются над тем, как выстраивать стратегию выживания будущих поколений.
Неравномерное распределение ресурсов и, в первую очередь, воды и продовольствия уже не первый год вызывает опасение. Понятно, что изначально далеко не все страны могли обеспечить себя всем необходимым. Однако, несмотря на прогресс, решение этой проблемы так и не найдено. При этом не стоит забывать, что ведущие мировые институты не оставляют попыток помочь странам с быстро растущим населением и малыми ресурсами продовольствия, подчеркивает доцент кафедры "Прикладная политология" Финансового университета при Правительстве РФ Евгения Войко:
"Тема нехватки ресурсов и продовольствия – довольно-таки острая. Если говорить о программах, которые реализуются, то самая крупная реализуется по линии ООН – United Nations Development Programme. Эта программа нацелена на мобилизацию и стимулирование стран, обладающих финансами и деньгами, оказывать помощь бедным государствам. Такие программы реализуются и на постсоветстком пространстве, в республиках Средней Азии, например – в Киргизии, Таджикистане. Поскольку с природными ресурсами проблематично в этих государствах, а демография и естественный прирост требуют увеличения и продовольствия, и газа, и воды, и прочих ресурсов. Поэтому такая программа реализуется".
Но это только одна проблема. Эксперты отмечают, что в современном мире растет число стран, где за ростом благосостояния меняются и вкусовые предпочтения граждан: они выбирают более дорогую и качественную еду и готовы за нее платить. Это происходит буквально по всему миру, отмечает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ Александр Шатилов:
"Человечество в связи с экологическими катаклизмами и в связи просто с неравномерным распределением потенциала испытывает проблемы с пресной питьевой водой. Всего три страны полностью себя обеспечивают этим ресурсом – Россия, Канада и Бразилия. Сейчас растет уровень потребления в прежде депрессивных и отсталых странах. В частности, в африканских странах. Резко выросло потребление пищи в Китае. Более того, там уже не довольствуются горсткой риса, а человек хочет полноценное питание наряду с европейцами. Это приводит к тому, что уже не хватает продовольствия. Тут еще и растущая Африка требует содержания. В итоге борьба за ресурсы становится серьезной".
Более полувека назад стало понятно, что ресурсы станут причиной будущих конфликтов, продолжает Евгения Войко:
"Если говорить о глобальных сценариях в этом смысле, то, как только закончилась Вторая мировая война, уже тогда прогнозировали следующую глобальную войну не по поводу территорий, а по поводу ресурсов, которые расположены на тех или иных территориях. Сегодня мы видим, что в отношениях между государствами фактически в большинстве случаев темой номер один становится именно распределение ресурсов, их нехватка или переизбыток".
Внушает оптимизм тот факт, что подобная борьба вряд ли перейдет в открытое противостояние. Однако виной тому не благоразумие людей, а возможность богатых стран постоять за себя и разными формами отстоять свои интересы. Говорит Александр Шатилов:
"Эта борьба будет протекать латентно, вряд ли перейдет в какие-то открытые столкновения. Хотя тут возможны варианты. Недаром сейчас в США звучат голоса, что Россия большая и слишком много в ней ресурсов, а население все меньше и меньше. Китай поглядывает на Дальний Восток и Сибирь, как некую возможную зону освоения. В этой ситуации, я надеюсь, с нашим достаточно серьезным силовым статусом до прямого столкновения дело не дойдет, но надо иметь это в виду. Так же как, например, Европа сейчас будет страдать из-за наплыва голодных в прямом смысле мигрантов из Африки".
Но с этим мнением согласны далеко не все эксперты. Многие считают, что острая нехватка ресурсов все-таки заставит ряд стран действовать решительно. Ну а у тех, кто не обделен ресурсами, появятся новые возможности, заключает Евгения Войко:
"Борьба за ресурсы будет нарастать хотя бы в силу того, что, как правило, в странах, где быстрый прирост населения, высокая демография, природных ресурсов не хватает. И, наоборот, в тех государствах, где эти природные ресурсы есть или есть деньги на приобретение этих ресурсов, прирост населения не такой активный, есть возможность обладать излишком, есть возможность где-то торговаться".
Одним словом, ждать, что рано или поздно страны смогут делиться излишками своих ресурсов, не стоит. А значит, человечество так и останется стоять на пороге перманентной борьбы за выживание.