Автор Дмитрий Геер
Европе некуда бежать. Теракты в больших и малых городах уже давно стали неотъемлемой частью жизни европейцев. Но ликвидируя их последствия и возвращая к нормальной жизни потерпевших, европейцы пока не готовы предложить хотя бы один рецепт, который гарантировал бы снижение напряженности.
В прошлом месяце по всей Великобритании вспоминали жертв терактов в Лондоне, которые произошли 10 лет назад. Погибли 56 человек, более семисот были ранены. Террористы-смертники из группировки "Аль-Каида" 7 июля 2005 года совершили самоподрывы на трех станциях лондонского метро и в городском автобусе. Это стало поворотным моментом в жизни всего континента – впервые подобные теракты джихадисты совершили в Западной Европе. И очень скоро пришло понимание, что терроризм не приходит из далеких стран, а террористы планомерно воспитываются в соседних домах или на соседних улицах, заключает заместитель директора Центра стратегической конъюнктуры Михаил Чернов:
"Исламский след прослеживается, исламское сообщество стало материалом, из которого выращиваются террористические организации. В Европе образовался целый клубок очень серьезных проблем, и мусульман будут и дальше использовать как террористов. Не стоит забывать, что ислам интернационален".
Во многом это стало результатом проваленной политики мультикультурализма, что так и не смогла дать новую родину иммигрантам, которые прибывают в Европу в поисках работы и просто лучшей жизни. Однако когда все эти надежды разбиваются о реальность, им на смену приходят исламские радикальные проповедники, которые доходчиво объясняют, какие цели надо ставить перед собой и какими методами их добиваться. Одной идеологией дело не ограничивается. Взять хотя бы теракт во французском Лионе, где террористы протаранили ворота газового завода и врезались в находящиеся на его территории баллоны с газом. Позже рядом с местом взрыва было найдено черное знамя с исламистскими лозунгами. И даже если никаких требований террористы не выдвигают, надо понимать, что у них есть определенные цели и послания властям стран, подчеркивает Михаил Чернов:
"Понятно, что рост терроризма и его активизация продолжатся. Основные причины – политические: террор всегда был инструментом, чтобы подтолкнуть население и элиты тех или иных стран к определенным политическим решениям и выводам. И таким образом влиять на политику тех стран, где происходят теракты".
При этом не стоит забывать и о том, что во многих странах Европы в последние годы проявились националистические настроения. И далеко не всегда спецслужбы могут разобраться даже с теми группировками, куда входят сами европейцы. К тому же спецслужбы нередко ведут и свою весьма специфическую игру, подмечает эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов:
"На сегодняшний день спецслужбы всех стран с большим подозрением относятся к росту националистических настроений в европейских странах. Известно, что Брейвик устроил теракт в норвежском "пионерском лагере" – там находились скауты левого уклона, социалистических настроений. И таким образом, спецслужбы достигли того, чего хотели. Они показали, что националистические движения опасны. Вы знаете, у спецслужб свой язык общения, своя манера действовать".
Итогом всех терактов становится повышение мер безопасности. В результате вооруженные представители спецслужб становятся такой же привычной частью городского пейзажа, как и исторические достопримечательности. Говорит Михаил Чернов:
"Надо понимать, как измерить безопасность. Многие коллеги говорят, и я сам наблюдал значительное количество вооруженных людей по охране каких-то значимых объектов, в том числе и на улицах. Захватывает дух. Такого количества людей в полной выкладке, с автоматическим оружием в Москве, например, просто нет. Нет и в других российских городах. Где больше выражена необходимость в таких защитных мерах, там и больше, судя по всему, опасность терактов. Власти осознают всю серьезность ситуации".
Но даже осознавая всю эту серьезность, власти оказываются бессильны и перед вылазками националистов, и перед терактами джихадистов. Подобное положение вещей не может не беспокоить рядовых европейцев. И, как отмечают эксперты, опрошенные радио Sputnik, многие из них все чаще изучают опыт американцев с их традицией хранить в каждом доме как минимум одно ружье.