Автор Михаил Шейнкман
О сколько нам открытий чудных готовит WikiLeaks'а дух. Париж, Берлин в переживаньях трудных. Вот и до Токио добрался "друг". Япония – такой же верный партнер Вашингтона, как Франция и Германия, а потому ей сразу после них надо было ждать неприятных откровений. Тем более что Эдвард Сноуден еще два года назад предупредил ее и Южную Корею о том, что родина слышит, родина знает. В смысле, его родина. Но, видимо, надеялись в краю самураев, что эта шпионская история – не про них. Все-таки они о своих планах докладывают в Вашингтон едва ли не раньше, чем собственным гражданам. Но выясняется, что есть те, кто делает это еще раньше.
Проделки и прослушки АНБ теперь и на островах вызывают разочарование. К 70-летию атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки портал Джулиана Ассанджа раскрыл еще одну цель США в Стране восходящего солнца. Список из 35 телефонных номеров в Агентстве национальной безопасности так и называли: "Цель – Токио". Не "Малыш" с "Толстяком", но тоже эффект разорвавшийся бомбы. Это случилось при самом, как считается, проамериканском премьере в этом веке. Хотя это как раз не удивляет. От той же Ангелы Меркель его отличает только то, что он на четыре года из кабинета выходил, а она нет. В свое первое пришествие Синдзо Абэ тогда, с 2006 по 2007, даже обжиться толком во власти не успел. А вот АНБ успело. Когда Абэ вернулся в правительственные апартаменты в 2012, там стояли те еще "жучки".
Впрочем, портал Ассанджа подтверждает разоблачения пятью секретными депешами американской спецслужбы с 2007 по 2009 годы. Все по той же схеме, что и в лучших домах Европы. На контроле – высшее руководство, включая премьера, и топ-менеджеры ведущих корпораций. Торговля, проблемы глобального изменения климата, атомная энергетика, остальное – по мелочи. Комичность этой ситуации в том, что против страны-законодателя мод в электронике, не исключено, использовали ее же оружие. И совершенно точно, ее же доверие. Хотя и не безусловное. Как следует из отчета WikiLeaks, правительственные чиновники Японии в открытом обсуждении своих планов не всегда говорили о том, что они действительно могут предпринять. Наивные – больше полагались на конфиденциальные каналы связи.
Сейчас они, конечно, в расстроенных чувствах. Но это еще вопрос, из-за чего больше: из-за шпионажа или его разоблачения. Когда генеральный секретарь кабинета министров Есихидэ Суга по горячим следам WikiLeaks'а исключает утечку и говорит о надежных мерах защиты секретных документов, кажется, что он, скорее, извиняется перед США, чем требует у них разъяснений.
Впрочем, в Токио пока их никто и не требует. А лишь с робкой надеждой на отрицательный результат используют чрезвычайно мягкий вариант реагирования: "если данные подтвердятся". Но если даже Вашингтону не отвертеться, он, как в анекдоте про пойманного с поличным мужа, всегда сможет сказать Японии: "Придумай сама что-нибудь. Ты же у меня такая умная".
Что она придумает, предполагает руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.
– Как Япония будет выходить из этой деликатной ситуации? И кто сейчас в более невыгодном положении: Токио или Вашингтон?
– Конечно, положение незавидное для японцев. Получается, что главный союзник фактически следил за ними и тем самым выражал недоверие. Конечно же, японцам это очень неприятно. То, что они три дня молчали, я объясняю тем, что японское руководство, видимо, просто шок испытало от этого. А дальше, вот, ждут, что скажут американцы.
– Закон об использовании вооруженных сил Японии за рубежом обвалил рейтинг премьера Абэ. Разоблачения от WikiLeaks и еще больше – реакция на них тоже едва ли добавят ему популярности. Стоит ли ждать политических выводов в самой Японии?
– Конечно, это ударит по престижу и рейтингу премьера Абэ. Он и так упал сейчас очень сильно. Абэ берет откровенный курс на то, чтобы усиливать сотрудничество с Соединенными Штатами, прежде всего, в военно-политической сфере. Американцы аплодируют этому курсу. А внутри Японии – очень сильное противодействие. То, что обнародовал WikiLeaks, безусловно, будет использовано оппозицией.
Между прочим, как считалось, решающий раунд переговоров Токио с Вашингтоном о создании транс-тихоокеанского партнерства провалился. Формально – из-за экономических разногласий. Но хронологически – сразу после разоблачений от WikiLeaks. Хотя, если это не совпадение, то, наверное, максимум, на который кабинет Абэ способен. И то ненадолго, учитывая степень его зависимости от США. Зато правительство в свою защиту теперь точно может сказать, что даже в Белом доме его "слушают". Правда, самой Японии уже не надо объяснять, где живет "японский городовой".