Президент Латвии Раймонд Вейонис одобрил решение правительства о субсидировании междисциплинарной комиссии по изучению документов бывшего КГБ Латвийской ССР. По словам главы государства, комиссия оценит материальный и моральный вред, причиненный стране и ее жителям. На исследования отводится три года. Ранее ряд общественных деятелей Латвии обратился к властям с призывом выразить свою позицию в отношении советского прошлого решительными действиями для продвижения законопроекта о люстрации.
По мнению эксперта-международника, доцента НИУ ВШЭ Дмитрия Офицерова-Бельского, этот закон не будет иметь для Латвии практического смысла.
"С момента распада Советского Союза прошло очень много времени, фактически четверть века. Люди, которые прежде работали в КГБ СССР, в других властных структурах, они и так не находятся у власти или на госслужбе в современной Латвии. Вопрос реституции там давно решен, бывшая собственность тех, кто покинул Латвию, им возвращена. Поэтому люстрация как таковая практического смысла не имеет", – сказал Дмитрий Офицеров-Бельский в эфире радио Sputnik.
Согласно постановлению латвийского сейма, документы КГБ могут быть обнародованы не ранее 31 мая 2018 года и только после тщательного научного исследования. По мнению эксперта, это исследование вряд ли откроет что-то новое.
"Было в Латвии дело Кононова. Но даже с тех времен прошло много времени. И очень сомнительно, что, рассекретив эти документы, найдут каких-то работников НКВД СССР, которые в чем-то перед кем-то были виноваты, выполняя приказы. Документы латвийского КГБ с периодичностью проходили просмотры, и постоянно принималось решение снова эти документы засекретить на определенный срок. Нужно это было для того, чтобы сохранить социальный мир в этой маленькой стране. Теперь в Латвии решили, что документы можно рассекретить. Для чего это нужно, они объяснили, как смогли: чтобы оценить тот невероятный ущерб, который нанесли "советские оккупанты". По факту речь идет только об одном: есть решение, что в 2018 году рассекретят документы КГБ Латвийской ССР. Кстати, об этом думают и в Литве. Там это, может быть, сделают несколько раньше", – сказал эксперт-международник.
По его мнению, в Латвии, в условиях дефицита новостей, заявление нового президента прозвучало эффектно. На это и был сделан расчет.
"Нужно понимать, что это очень маленькая страна. Там нет новостей. Если собака покусала человека, то там это уже новость. Новому президенту Латвии Вейонису нужно, видимо, было через месяц после избрания сделать какое-то яркое заявление, как-то себя проявить", – считает Дмитрий Офицеров-Бельский.