Автор Дмитрий Геер
Привычный всем термин "шопоголизм" в кругу врачей называют чаще "ониомания". Под этим скрывается неуменьшающееся желание покупать, не анализируя, что из этих покупок на самом деле нужно, и какова будет итоговая дыра в бюджете.
Впервые термин "ониомания" предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Сегодня эта проблема периодически становится главной темой мировых СМИ. Раньше было принято говорить, что шопоголизм распространен в странах с высоким экономическим уровнем развития. Однако в последнее время все больше людей в разных странах и с разным уровнем дохода готовы целый день ходить по магазинам, не имея какой-то четкой цели. Для таких людей бесконечная покупка становится своего рода спасением, отмечает гештальт-терапевт Анфиса Калистратова:
"В первую очередь шопоголики похожи не на зависимых людей, а на травмированных. Это способ расслабления, релаксации, снятия напряжения. Плюс сюда добавляется сформированное потребительское мышление. Это возможность не столько творить, сколько просто потреблять. И не ради самой вещи, а ради потребления, накопительства. Это способ заполнить пустоту внутри себя, не углубляясь в процесс: отчего эта пустота, как ее можно решить. Есть возможность ходить по магазинам – люди идут, даже не анализируя, с чем придут они, как это будет влиять на них в будущем, смогут ли они из этого выйти".
Торговые центры стали настоящим раем для шопоголиков. Люди долго ходят от магазина к магазину, покупают то, что им совсем не нужно и получают самый настоящий заряд положительных эмоций, продолжает Анфиса Калистратова:
"Торговые центры предлагают массу развлечений, массу какого-то времяпрепровождения более приятного, чем покупки. Но каждая семья практически один выходной тратит на то, чтобы ходить по магазинам. Это продукты, вещи. В магазин мы ходим чаще, чем куда-либо, это становится потребностью. Настоящие шопоголики даже берут кредиты, чтобы покупать. Их завораживает сам процесс покупки".
Однако врачи внимательно анализируют их поведение и даже сформулировали целый ряд причин, по которым начинает развиваться шопоголизм. Это психологические проблемы с детства, недостаток внимания со стороны близких, чувство одиночества и покинутости, потребность в признании и любви. Кто-то бежит за покупками, пережив тяжелый развод, а кто-то только так может почувствовать себя сильным, видя, как стараются угодить продавцы. В любом случае, это результат целого клубка проблем, резюмирует врач-психотерапевт Алексей Магалиф:
"В основе понятия шопоголизм лежит некая эмоциональная неудовлетворенность.
Но если вдруг спасительные двери магазина закрываются или родственники берут под контроль расходы шопоголика, он подвергается синдрому абстиненции. Говорит Алексей Магалиф:
"Диагноз – патологическая зависимость. Это потеря количественного контроля, когда человек не может, например, ограничить себя по деньгам, по времени, по количеству покупаемых товаров. И появляется синдром отмены или как он еще называется абстинентный синдром. Когда человек лишается возможности удовлетворять привычным способом свою эмоциональную неудовлетворенность, у него возникает депрессия, которая проявляется в виде раздражения, нарушения сна, подавленного настроения".
Специалисты уже разработали целый список методов, которые могут спасти от лишних покупок. Сюда включаются самоизоляция от рекламы, планирование финансовых расходов только на предметы первой необходимости. А когда человеком опять овладевает желание покупать – в дело должны вступать антидепрессанты.