Несмотря на давление санкций, семь российских оборонных предприятий оказались представлены в этом году в рейтинге сотни ведущих компаний мира в сфере военной промышленности, составленном американским изданием Defense News.
Некоторые из российских участников ТОП-100 улучшили свои показатели по сравнению с рейтингом прошлого года, а другие включены в него впервые.
Тем не менее, весь верх ТОП-100 по версии Defense News занимают американские и европейские компании.
Тому есть несколько причин – как объективных, так и связанных с особенностями составления подобных рейтингов, пояснил в эфире радио Sputnik директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
"Нет ничего удивительного в том, что США с их самым большим в мире оборонным бюджетом генерируют гораздо больше денежных потоков в этой сфере, чем любая другая страна. А оборонный бюджет США, как известно, при Джордже Буше был больше, чем у всех остальных стран мира, вместе взятых. При Бараке Обаме он немножко сократился, но порядок сумм остался примерно тот же. И американские компании, а также британские, которые работают в основном по американским заказам, получают свою долю этих денежных потоков", – сказал Руслан Пухов.
В то же время, по словам аналитика, в методике составления подобных рейтингов есть определенные условности. Начиная с решения вопроса, какую компанию вообще следует считать оборонно-промышленной, а какую – нет.
"Китайских компаний, например, вообще в этом рейтинге нет. Зато в первой десятке – европейская Airbus Group. А американский Boeing в рейтинге – на втором месте. Boeing и Airbus известны как компании, которые в основном живут с продажи гражданских самолетов. Но в соответствии с правилами Defense News, компания считается оборонно-промышленной, если у нее как минимум 30% дохода связано с оборонной промышленностью, а они у этих компаний есть. Что касается китайских компаний, производящих вооружение, то их отсутствие в рейтинге может объясняться разными причинами. В том числе, я думаю, тем, что у китайцев в большинстве случаев военная продукция составляет порядка 10% от общего объема производства. Например, китайская компания, производящая танки, которые будут участвовать у нас во Всемирных армейских играх в танковом биатлоне, производит в основном грузовики и другие гражданские машины. А военная техника для них что-то вроде вишенки на торте", – пояснил Руслан Пухов.
Американское издание отмечает, что российские компании оказались неплохо представлены в рейтинге, несмотря на давление санкций. На самом деле ничего удивительного в этом нет, полагает аналитик.
"Если ты успеваешь преодолевать последствия санкций быстрее, чем вводятся новые, то эти санкции тебя не калечат, а делают сильнее. И мы посмотрим, как наши компании смогут к этой ситуации приспособиться. А самый главный момент – сейчас, слава Богу, не 90-е годы на дворе, и наши компании живут не только лишь за счет экспортных заказов, а в основном за счет государственного оборонного заказа. И мы знаем, что руководство страны, несмотря на не очень благоприятную экономическую конъюнктуру, приняло решение не сокращать военный бюджет. К тому же у наших компаний сохраняются наработанные международные связи, не подвластные западным санкциям", – напомнил Руслан Пухов.
Что весьма примечательно, предприятия российского ВПК сохраняют контакты в том числе и со своими партнерами в США, отмечает аналитик.
"Американцы – очень прагматичные люди, в отличие от европейцев, которые вполне могут попасть в плен каких-то идеологических клише. Один пример. Большинство российских патронных заводов сейчас живут с двух основных заказчиков: с российских силовых ведомств и с американского рынка. Дело в том, что в Америке существует развитая культура использования стрелкового оружия. Как у нас существует культ рыбалки, так у них существует культ стрелкового спорта. И около половины своих доходов, например, Тульский патронный завод получает от американского рынка. И американцы, заметьте, никаких контрактов не аннулировали. Они при желании могли легко заместить российские патроны хорватскими или сербскими аналогами – но не стали этого делать. Им это не нужно. Американцы очень жестко отстаивают свои интересы на всех направлениях. А идеологию пропускают мимо ушей, действуя по принципу "собака лает, караван идет", – заключил Руслан Пухов.