Автор Дмитрий Геер
Игромания уже давно заняла свое место среди серьезных болезней. Как сказано в международной классификации заболеваний, ее главный признак заключается в том, что человек постоянно участвует в одной или нескольких азартных играх. Обычно болезнь быстро прогрессирует и оборачивается для человека обнищанием, крахом личной жизни и разрывом связей со всеми окружающими людьми.
Бытует мнение, что самые первые жертвы игромании – это те, кто хотят быстро и легко заработать денег. Однако анкетные данные заболевших показывают, что это люди, которые и образованны, и энергичны, и талантливы, а главное – успели уже кое-чего добиться в жизни. Другая распространенная ошибка заключается в том, что игроманов считают людьми слабыми и безвольными. И это серьезное заблуждение, поскольку игроманы мало чем отличаются от настоящих спортсменов, поясняет психолог и гипнолог Игорь Васильев:
"У людей должно быть представление, отчего человек начинает играть в игровые автоматы. Сама система этих вещей рассчитана на то, что у человека наступает зависимость. Но люди думают, что те, у кого слабая воля, те как раз и играют в автоматы. Это ошибка. Это люди, обладающие хорошей способностью доводить все до конца, особенно здесь выделяются спортсмены, как люди волевые. Они начинают играть, и у них есть желание достичь победы, и получается такой факт: они все время находятся в периоде ожидания. Это ожидание начинает брать и нейтрализовывать всю энергию, весь потенциал человека, всю психосоматику. Через какое-то время организм ослабляется настолько, что остается только ожидание победы. У игроманов такая же зависимость, как у наркоманов. Вырабатываются амфетамины внутри – и человек просто-напросто себя не контролирует".
В итоге игра становится отнюдь не дополнительным заработком, а просто отдыхом, развлечением. Удача в азартной игре приносит много приятных эмоций, дает жизни разнообразие. Однако мало кто успевает заметить ту грань, после которой буквально все цели в жизни замыкаются на любимой игре. Кому-то достаточно первого, даже и некрупного выигрыша, а кого-то толкает желание обязательно отыграть все, что было проиграно. Ученые уже доказали, что рост ставок в игре, а значит и рост степени риска, приводит к тому, что игроки погружаются в особый игровой транс. В этом состоянии человек забывает обо всем на свете. И даже успех не останавливает его и не заставляет прекратить игру. Ведь игровой транс приводит к тому, что в организм выбрасываются нейрогормоны, которые отвечают за получение сильнейших эмоций. Иными словами, никакой разницы между игроманией и эффектом от наркотиков и иных психоактивных веществ нет.
"Это определенного рода погружение человека в состояние транса, замена определенных стереотипов. Люди практически как на транквилизаторах находятся. Притом огромное количество людей проигрывали квартиры, машины, состояния – и остановиться не могут, потому что все время думают, что победят. Это огромный бич для всей семьи, для всех окружающих".
Не менее опасны и игры, в которые втягиваются маленькие дети. В результате многие из них просто не представляют свою жизнь без компьютерных персонажей, которых нужно кормить, растить или при их помощи решать важные виртуальные задачи. Чтобы ребенок не потерялся во всех этих играх, родители должны просто уделять ему время, подчеркивает доцент Института психологии, социологии и социальных отношений Московского педагогического университета Лариса Овчаренко:
"Если мы говорим о профилактических мероприятиях, которые можно проводить, то, безусловно, это отслеживание родителями того, чем занимаются дети. Ведь когда ребенок сидит с компьютерной игрушкой, телефоном, PSP – то это удобно: он занят, не беспокоит родителей, не шалит, не задает миллионы вопросов. Естественно, это становится для родителей удобным. Но в то же время родители должны понимать, чем это может обернуться. Поэтому надо ввести ребенка в реальные, интересные игры, потратить на него больше времени".
Кстати, именно внимание окружающих может помочь и тем взрослым, которые только вступили на путь болезни. Ведь поведение игроманов довольно быстро меняется и отличается от норм. Но свою нервозность, постоянное напряжение, частое отсутствие дома игроки объясняют проблемами на работе. Ложью прикрывают и крупные траты. Не заметить этого окружающие не могут, а значит, они в силах помочь человеку избежать серьезных проблем в будущем.