Автор Александр Липовец, радио Sputnik, Литва
Президент Литвы совершила преступление. Маленькое, но уголовно наказуемое. Она прилюдно произнесла слово "аннексия" там, где по законам Литвы нужно говорить исключительно "оккупация". Вроде бы мелочь. Но оговорилась Даля Грибаускайте на страницах влиятельной Wall Street Journal и на официальном сайте президента Литвы, в своем благодарственном письме к американскому народу.
75 лет назад, 23 июля 1940 года, заместитель госсекретаря США Самнер Уэллс сделал официальное заявление – кстати, не утвержденное конгрессом – о том, что США не признают "аннексии" Литвы, Латвии и Эстонии. Американский дипломат старался быть аккуратным в определениях. Ведь, как известно даже студенту-первокурснику МГИМО, "аннексия" и "оккупация" – два совершенно разных юридических термина. Аннексию следует отличать от оккупации, которая сама по себе не влечет изменения юридической принадлежности территории. Именно вокруг этих двух понятий на протяжении всей новейшей истории стран Балтии и ломают копья историки. В Литве даже принят закон, по которому "отрицание советской оккупации" (именно оккупации) является уголовным преступлением.
И вот прямая речь президента Литвы: "Семьдесят пять лет назад Соединенные Штаты Америки заявили, что не признают аннексию Эстонии, Латвии и Литвы. Оккупация моей родной страны продолжалась 50 лет, но надежда на свободу помогла нам пережить советский ужас. Сегодня Литва сильная и свободная – наша страна является ответственным членом международного сообщества и полноправным членом Европейского союза и НАТО".
Смешав два различных юридических термина в двух предложениях, президент Литвы, по меньшей мере, показала слабые познания в международном праве. А плюс к этому – нарушила закон собственной страны. Ведь "первое слово дороже второго". И сколько бы раз потом Грибаускайте не повторяла слово "оккупация", подразумевая "аннексию", маленькое преступление уже совершено. И теперь лишь судья, выслушав аргументы обвинения и защиты, может вынести оправдательный или обвинительный вердикт.
Но понятно, что для этого, по крайней мере, должен быть иск, должно быть проведено досудебное расследование, после которого дело попадает в суд. Однако сегодня в парламентской республике Литва Даля Грибаускайте выше закона – ведь именно она назначает и увольняет прокуроров и судей. Она – ум, честь и совесть правящей элиты. Уж такие у нас ум, честь и совесть – какие есть.