Служба безопасности Украины обвинила бывших российских владельцев Запорожского производственного алюминиевого комбината (ЗАлК) – компанию "Русал" Олега Дерипаски – в сознательном уничтожении производственного потенциала предприятия. В этой связи заведено уголовное дело по статье "диверсия", сообщает пресс-служба СБУ. Там подсчитали: из-за демонтажа технологического оборудования с декабря 2014 по июнь 2015 года с комбината вывезено имущество на более чем 100 млн гривен (порядка 4,5 млн долларов).
В "Русале" считают, что дело в отношении "ЗАлК" было возбуждено с серьезными нарушениями. "В связи с тем, что комбинат исключен из перечня стратегических предприятий, указанная статья не может к нему применяться", – пояснили в компании. Там отметили, что производственная деятельность на предприятии была поэтапно остановлена в 2009-2014 годах в связи с высокими тарифами на электроэнергию и устаревшим оборудованием. Общая сумма понесенных убытков за эти годы составила более 4 млрд гривен (181 млн долларов).
Член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько считает, что дело осложняется судебным разбирательством с украинскими властями, которые решили национализировать комбинат.
"Это предприятие было выведено из разряда стратегических. Это просто частная собственность, которую давно пытались отобрать у "Русала" и, собственно, сделали это, объявив контрольный пакет – 68% акций Запорожского производственного алюминиевого комбината собственностью украинского государства. Сейчас, когда "Русал" пытался каким-то образом сопротивляться, пытаясь обжаловать решение украинских властей в международных инстанциях, на него стали оказывать большее давление. И это обвинение в диверсии со стороны силового ведомства Украины я расцениваю как давление", – сказал Богдан Безпалько в эфире радио Sputnik.
По его мнению, оспорить национализацию "ЗАлК" практически невозможно.
"В нынешних условиях это сделать очень сложно – судебные тяжбы могут длиться годами, а то и десятилетие, поэтому "Русалу" нужно озаботиться судьбой Николаевского глиноземного завода, который производит 1,5 млн глинозема в год. Его точно так же могут национализировать. Это общая проблема российского бизнеса на Украине. Когда к власти пришли националисты, они могут делать с российской собственностью все, что хотят. Ведь Украина может проигнорировать и судебные решения", – считает политолог.
По его словам, национализация предприятия на Украине, как правило, предполагает дальнейшую смену собственника.
"Вероятно, что кто-то "положил глаз" на этот завод. Захотел либо присвоить его себе, либо устранить конкурента. Потому что национализация вряд ли означала бы, что завод стал работать на государство. Скорее всего, он был бы поставлен на аукцион и продан кому-то другому. А объяснялось бы это тем, что нашли более эффективного собственника", – заключил Богдан Безпалько.