Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун приветствовал принятие в понедельник, 20 июля, резолюции Совета Безопасности ООН по иранской ядерной программе.
"Резолюция обеспечивает снятие в конечном итоге всех санкций с Ирана, касающихся ядерной программы. Она гарантирует, что МАГАТЭ продолжит проверять выполнение Ираном своих обязательств в соответствии с планом совместных действий", – отметил Пан Ги Мун.
Иран и "шестерка" международных переговорщиков в ночь на 14 июля достигли соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Выполнение принятого плана, рассчитанного на 10 лет, полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза.
Впереди у Ирана еще достаточно проблем, но открываются и большие экономические и политические перспективы, считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии, политолог Семен Багдасаров.
"В самом Иране имеются противники заключенного соглашения. Есть такие и в США. Так что все не так просто будет в течение этих 10 лет идти. Но очевидно, что уже в ближайшее время Иран получает большие возможности. Это, во-первых, снятие санкций с его активов, которые вводились с 1979 года на протяжении всего этого времени. А это серьезная сумма – более 100 млрд долларов. Плюс снятие запрета на поставку нефти в страны Евросоюза, введенного в 2012 году. Из-за него Иран, как он говорит, потерял от 140 до 160 млрд долларов. И все это сейчас пойдет в иранскую экономику", – сказал Семен Багдасаров в эфире радио Sputnik.
Заключенное соглашение Ирана и "шестерки" безусловно отразится и на нефтяном рынке, уверен он.
"Министр нефти Ирана Бижан Зангени уже заявил, что в случае снятия санкций они в течение трех месяцев вернутся к уровню добычи нефти 2012 года. Тогда было где-то 2,5-3 млн баррелей в сутки. Сейчас – 1 млн. Сам факт снятия всяких санкций позволит крупным нефтяным западным компаниям прийти на иранский рынок с инвестициями и новыми технологиями. И я думаю, что через несколько лет Иран способен будет выйти на уровень в 4,5- 6,5 млн баррелей. Это тот объем, который добывался в стране до исламской революции. Ясно, что предложение нефти на рынке сильно возрастет и серьезно ударит по ценам. Их понижение к началу следующего года – вещь очевидная", – отметил политолог.
В конечном итоге, считает он, Иран сможет значительно усилить поддержку своих ближневосточных союзников.
"Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи уже сказал, что они не откажутся от своих союзников, подразумевая шиитское, по сути, руководство в Багдаде, Башара Асада в Дамаске. Да и в Йемене у них союзники – "Ансар Алла". Я думаю, что получив такие возможности в виде активов, о которых уже говорил, даже в ближайшие месяцы Иран сумеет значительно расширить им помощь. И этого никто не скрывает. Поэтому экспансия Ирана резко увеличивается", – сказал Семен Багдасаров.