Автор Михаил Шейнкман
Такого между ними, пожалуй, не было еще никогда. С того самого 93-го, как подписали историческое соглашение о сотрудничестве. Бишкек за это время простил Вашингтону даже два переворота. Но теперь решил, что третий – лишний. Очередной признак подготовки к нему власти Киргизии усмотрели в присуждении премии Госдепа "Защитник прав человека 2015 года" Азимжану Аскарову. В своем отечестве он уголовник – осужден пожизненно за разжигание межнациональной розни, организацию массовых беспорядков и убийство безоружного милиционера во время столкновений между киргизами и узбеками на юге республики в 2010 году. Для США он вдруг оказался "узником совести".
Все знают, что американцы просто так "правозащитников" не вспоминают. Пусть в этом случае формально и к юбилею трагических событий. Но в стране, где эти события и через пять лет все еще возможны. Тем более, когда есть повод – парламентские выборы уже осенью. Только дай сигнал. Его Бишкек и запеленговал в награде Госдепа. А потому и объявил об односторонней денонсации договора с США о сотрудничестве. Здесь считают, что Вашингтон пытается дестабилизировать ситуацию в регионе.
Кажется, что реакция властей чрезмерна. Но, по большому счету, им уже давно пора было разобраться с эффективностью этого Соглашения словами благодарности: "грант-мерси". США все это время если и оказывали поддержку, то не Киргизии, а ее антиправительственным силам. Причем, каждый раз, когда оппозиция становилась властью, новым. Дух противоречия Вашингтон подкармливал грантами, страхуя свои интересы и устрашая тех, кто переставал им соответствовать.
Нынешний президент Алмазбек Атамбаев, участник двух революций, тоже, надо полагать, прямо или косвенно был адресатом политических переводов из Соединенных Штатов. Но теперь Вашингтон именно против него готовит стечение обстоятельств. В Киргизии опять все сходится. Бесконечные вливания в радикальные группировки. Тонны подозрительно закрытого груза для посольства США. Чтобы аналитики даже не утруждали себя устрашающими аналогиями, доставку осуществляли украинские самолеты. "Архитектор цветных революций" Майлз, вдруг назначенный временным поверенным США в Киргизии, тоже здесь.
В этом ряду награждение как бы "диссидента" – это лишь "вишенка" на "торте", начиненном взрывоопасными элементами. В Киргизии их не так много. Но в конце прошлой недели спецназ в столице проводил почти войсковую операцию против банды боевиков, имеющих отношение к "Исламскому государству". Есть здесь и националисты, и радикалы, и прочие головорезы, что в один миг могут превратиться в "мирных демонстрантов". Премия Аскарову – это им привет.
Из Бишкека политолог Марс Сариев.
– Насколько пропорционален ответ Бишкека Вашингтону? И действительно ли он решится на денонсацию соглашения с США?
– Этот резкий демарш – свидетельство того, что позиция Кыргызстана, по заявлению Соединенных Штатов, очень негативная. Но, я уверен, что Бишкек не пойдет на денонсацию соглашения, так как обострение отношений со сверхдержавой республике невыгодно. К тому же по этому соглашению идут определенные инвестиции гуманитарного характера. Я думаю, Кыргызстан просто хотел выразить свое крайнее неудовольствие.
– Тем не менее, все указывает на то, что в Киргизии может быть подготовлен очередной переворот. Судя по всему, власти понимают это. Этого достаточно, чтобы уберечь страну от негативных сценариев?
– Да, вы правы. Власти понимают, и поэтому столь резкие заявления делает правительство. Я думаю, что компетентные службы достаточно эффективно отслеживают ситуацию. Власти дают сигнал США, чтобы они не использовали это соглашение для переброски материальных ресурсов и других определенных потоков для дестабилизации.
Денонсация соглашения с Вашингтоном ко всему прочему может отменить и дипломатическую неприкосновенность гражданского и военного персонала США. Именно такая привилегия и позволяла американцам дважды оказывать республике посильную "гуманитарную" поддержку. В 2005-ом, когда свергали Акаева. И в 2010-ом, когда туда же отправили Бакиева.
Атамбаев, конечно, не забыл, с чего все начиналось. Поэтому и решил, что такая "помощь" ему уже не нужна. Все понимают, не вступи Бишкек в ЕАЭС, и не выставь американцев из Манаса, о "правозащитнике" Аскарове Госдеп и не вспомнил бы. В Штатах, правда, вряд ли ожидали в ответ на свою "черную метку" увидеть "красную карточку". Но это лишь говорит о том, что Киргизия – сама себе судья.