Автор Дмитрий Геер
Скандинавские страны стараются быть в одном лагере с европейцами и американцами, а многие даже пытаются поддерживать санкционное давление на РФ словом и делом. В одном случае, это связано с исторической памятью, в другом – с желанием быть принятыми в Брюсселе и Вашингтоне. Однако есть и те, кто готов отстаивать свою позицию и не участвовать в тех мероприятиях, которые наносят ущерб экономике страны.
Политики Швеции хватаются за любую возможность подлить масла в антироссийский костер. Рядовых граждан любят пугать информационной войной, которую якобы развернула Россия чуть ли ни по всему миру. Подобный подход полностью отвечает контексту общеевропейских настроений, но в нем есть и немалая доля собственных нерешенных проблем в отношениях с Россией. И далеко не последнюю роль здесь играет историческая память, которая так и не научила шведов признавать очевидные факты, отмечает директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
"Традиционно Швеция рассматривает Россию как одного из своих главных внешних противников. Все, кто были в Швеции, знают их ностальгию по "Великой Швеции", две трети которой отобрала Российская империя – это постоянный тренд. Они постоянно демонстрируют, постоянно рассказывают, многие памятники в Стокгольме посвящены этому. И память о том, что Россия – это угроза для Швеции с востока у них, безусловно, есть. Отсюда и их отношение к России и ко всем событиям вокруг России. В украинском конфликте они, без сомнения, поддерживают Украину, помня о дружбе гетмана Мазепы с Карлом XII, и о близости цветов их флагов, и обо всем остальном".
Несколько иначе смотрят на Россию из Финляндии. Ряд политиков не устают повторять, что стране надо поддерживать хорошие отношения с Россией. Подобная позиция уже вызвала недовольство тех, кто настроен продолжать идти в фарватере давления. В стране даже появился термин "финляндизация" – так называют излишнюю лояльность и податливость Финляндии по отношению к России. Есть и третья сила, которая поддерживает санкции, но одновременно постоянно отмечает, что недовольна влиянием контрсанкций на производителей и продовольственную промышленность Финляндии. А значит, ЕС должен компенсировать убытки, поскольку ситуация складывается весьма трудная. В целом же для Финляндии характерен трезвый подход, заключает директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов:
"Финляндия наряду с несколькими восточно-европейскими странами является союзником России в преодолении санкционной войны и сторонником смены охлаждения между ЕС и Россией на ситуацию экономических и политических контактов. Поскольку финская экономика достаточно сильно интегрирована с экономикой северо-запада России, частично энергетически зависит от РФ. Поэтому какие-то агрессивные действия, а вступление в НАТО будет расценено как крайне недружественный шаг по отношению к РФ, вряд ли предпримут в нынешних условиях".
Норвегия, на фоне своих соседей, пока еще не выбрала, какой путь ей ближе. Однако и там понимают, что контрсанкции наносят серьезный ущерб их экономике, продолжает Дмитрий Солонников:
"Норвегия находится посередине – между Финляндией и Швецией. Каких-то враждебных чувств к России у нее нет, но на сегодняшний день она как европейская страна, не входящая непосредственно в ЕС, санкции поддерживает. Против нее введены контрсанкции. И они заметно сказываются на норвежской рыбной отрасли. Норвегия могла бы санкции не вводить, но она следует в фарватере старшего европейского брата. Но вполне бы была довольна, если бы брат одумался".
В итоге можно говорить, что на сегодняшний день страны Скандинавии так и не выработали единой позиции по отношению к России. Разброс мнений о действиях Москвы пока достаточно широк, заключает Дмитрий Солонников:
"Если смотреть на скандинавские страны, единой политики у них нет, отношение к России – от доброжелательно-настороженного до откровенно негативного".
Вместе с тем, большинство экспертов уверены, что в дальнейшем трудный период будет пройден – и эти страны начнут самостоятельно и все вместе работать над тем, чтобы путь в Россию был всегда открыт.