Автор Корнелиу Маху, радио Sputnik, Молдавия
Знакомьтесь: исполняющая обязанности премьер-министра Молдавии Наталья Герман, родная дочь первого президента независимой Молдавии Мирчи Снегура, на которого многие возлагают ответственность за начало приднестровского вооруженного конфликта 1992 года. Именно госпожа Герман неожиданно протянула Приднестровью руку помощи. По крайней мере, со стороны это выглядит именно так. Она заявила, что Кишинев готов помочь непризнанной республике присоединиться к зоне свободной торговли с Евросоюзом. Приднестровские чиновники отреагировали на это предложение с осторожностью, заявив, что хотели бы сохранить торговые отношения и с Россией, и с Европой.
Отмечая позитивную динамику в семье Снегур: отец воевал, а дочь хочет помочь, хотелось бы напомнить, что экономического чуда в Молдавии после подписания соглашений об ассоциации и беспошлинной торговле с Евросоюзом почему-то не случилось. Несмотря на старания Брюсселя, постоянно увеличивающего квоты на молдавскую продукцию, Европа, похоже, пока не полюбила молдавские яблоки, вино и черешню. Причин тому множество – от отсутствия государственных инвестиций в сельское хозяйство до несоответствия молдавской продукции евростандартам. Продажи в Европу идут, что называется, "с большим скрипом", при том, что традиционный восточный рынок сбыта почти утерян.
Приднестровью, находящемуся сейчас в крайне тяжелом экономическом положении, европейский рынок необходим, но также необходимо, чтобы он приносил реальную пользу экономике, а не существовал для "галочки" европейских чиновников в отчетах об успешной евроинтеграции Молдавии и непризнанной ПМР.
Судя по всему, Кишинев вообще не знает, что делать с Приднестровьем. Воевать за эту узкую полоску земли, кажется, уже никто не будет – с 1992 года народ несколько поумнел. Хотя, кажется, до сих пор не понял – по обоим берегам Днестра – для чего надо было стрелять и рыть окопы? Присоединять "по-хорошему"? Но тогда появится еще минимум 100 тысяч избирателей, которые своими голосами смогут изменить баланс сил в расколотой ментально Молдавии и сдвинуть вектор движения страны на восток. Это тем более не нужно как Брюсселю с США, так и их кишиневским миньонам. Население же Молдавии, согласно всем социологическим опросам, вообще не озабочено "возвращением восточных территорий". По актуальности для молдаван эта проблема располагается где-то между повышением стоимости брынзы на рынках Гагаузии и запретом охоты на зайцев. Отдать Приднестровье жалко, а взять назад – не хочется. Ситуация напоминает разведенных супругов, которые из-за нищеты вынуждены продолжать жить в одной комнате. Да и привыкли друг к другу. Вот и остается Кишиневу посылать вялые сигналы Тирасполю: айда в Европу! Пойдем вместе. Или побредем. Спотыкаясь и падая.