Автор Светлана Холоднова
Быстро сказка сказывается, да и дело недолго делается. Не успел мир отпраздновать – или хотя бы "в глаза" увидеть – соглашение "шестерки" и Ирана по ядерной программе, как за него уже хотят награждать. Правда, не всех, кто участвовал в переговорах, а выборочно: только министров иностранных дел США и Ирана. Видимо, на волне эйфории именитый сотрудник Стокгольмского международного института исследований проблем мира Тарик Рауф предложил выдать Нобелевскую премию мира Джону Керри и Мохаммаду Джаваду Зарифу.
Пока это только его личное предложение. Но есть подозрение, что у него найдется немало сторонников.
Странная получается ситуация: сам документ общественности еще не представлен, проект резолюции в Совбез ООН не подан, а в силу сделка вступит вообще не раньше, чем через три месяца. А как ее условия выполняться будут, тем более, неизвестно. Не рановато ли поощрять за заслуги? Однажды уже поощрили "авансом" Барака Обаму в 2009 году. До сих пор непонятно, за что.
Кроме того, над соглашением бились с 2002 года политики и дипломаты "шестерки" и Ирана, а также деятели Евросоюза и некоторых международных организаций. Но номинировать на "Нобелевку" Рауф предлагает только Керри и Зарифа. А куда же все остальные подевались? Джон Керри, кстати, на посту госсекретаря США только два с половиной года, а переговоры по иранской ядерной программе шли более 10 лет.
К тому же, США всю эту кашу с иранским "немирным" атомом и заварили. "Мирить" Вашингтон и Тегеран пришлось многим, в том числе главе российского дипведомства Сергею Лаврову (он на этом посту, между прочим, уже 12-й год). И эту кашу он тоже расхлебывал, выступая посредником между Вашингтоном и Тегераном. Так кто премию заслужил, говорите …?
Интересно также то, насколько неравномерно чествуют заслуги за мир во всем мире. Осенью 2013 года благодаря именно российским властям и дипломатам Сирия согласилась утилизировать свое химоружие. А "главные миротворцы" Соединенные Штаты тогда уже чуть ли не мишени на Сирии рисовали – решали, куда бомбы сбрасывать. Программа сирийская уже и результаты имеет, и действует до сих пор. Однако Нобелевскую премию мира в Москве почему-то так и не увидели.
Если соглашение по мирному иранскому атому будет работать, тогда это, безусловно, будет истинно "нобелевское" достижение. Но не стоит бежать впереди паровоза. Еще неизвестно, куда он вывезет.