Автор Татьяна Голованова
Бум торговли, совместные проекты и расчеты в национальных валютах. В Минэкономразвития предрекают подъем экономического сотрудничества между Россией и Ираном после снятия санкций с Тегерана. Страны уже договорились обсудить совместные проекты и расширение торговли. В частности, будут проведены переговоры в сфере закупки рыбы, морепродуктов и мяса птицы. Но торговля – не единственное, чем Москва и Тегеран намерены "подтянуть" свои отношения.
Самое главное – создание совместных проектов. Речь идет о строительстве атомных энергоблоков, электрификации железных дорог, строительстве элеваторов, ремонте электростанций, разработке нефтяных и газовых месторождений. По прогнозам, товарооборот между Россией и Ираном к 2020 году может вырасти до 10 млрд долларов с нынешних полутора.
Иран – интересная страна, и конкуренция там будет большой. Впрочем, России, как своему давнему другу, Тегеран даст преференции. Хотя преимущество у российского бизнеса, да и у госкомпаний, на иранском рынке уже имеется. В то время как Запад искал все новые пути давления на страну, наши корпорации не сворачивали партнерство, ловко маневрируя под санкциями. То же самое делал и Китай. Запад пока только изучает, как работать в этой стране, а у нас все контакты наметаны. Причем, настолько крепки, что расчеты в национальных валютах – не пустые мечты, а конкретная тема для обсуждения в ближайшие месяцы.
Совсем недавно между Россией и Ираном был заключен многомиллионный договор на строительство восьми атомных энергоблоков, что вызвало неоднозначную реакцию США. Республиканское большинство в палате представителей американского конгресса планирует отменить сделку по ядерной программе Ирана. Почему сотрудничество России с Ираном для США как кость в горле? Ну, во-первых, в Вашингтоне, чего уж скрывать, сильно еврейское лобби. А про отношения Израиля к происходящему известно. Ну и, конечно, США справедливо опасаются, что после возвращения такого крупного игрока американские позиции в регионе заметно ослабнут. Кроме того, Вашингтону, как и Брюсселю, тоже хочется поработать в развивающейся стране.
В том, что все будет хорошо, уверены эксперты. После отмены санкций экономический рост Ирана ожидается на уровне от 3% до 7% в год. Это почти как в странах Азии. Только Иран ближе. И там, в отличие от Азии, пока свободны практически все ниши. А кто их займет – будет зависеть от отношения иранского правительства к тому или иному государству. А плохое, как обычно, забывается гораздо медленнее, чем хорошее.