Автор Михаил Шейнкман
Похоже, Франция нашла, куда ей "сплавить" многострадальные "Мистрали". Пока, наверное, она не рассматривает это направление как приоритетное. Но, коль Грузия доказала Парижу готовность хвататься за все, что ей все равно не поможет, почему бы и не "толкнуть" ей еще и вертолетоносцы. Даром, что они для других широт созданы. Но, во-первых, ими можно перегородить от вражеских кораблей значительную часть акватории. А, во-вторых, разместить на них весь вертолетный флот этой страны.
Военного смысла в этом никакого, но от боевых систем ПВО его тоже не много. Однако Тбилиси пребывает в эйфории от первой с 2008 года вооруженной сделки. Ее здесь называют "исторической", "сенсационной", потому что подают как отказ Запада от негласного эмбарго на поставку Грузии летального "железа". Франция нарушила этот "джентльменский" запрет, введенный после пятидневной войны, подписав с Тбилиси контракт на продажу установок противовоздушной обороны.
До этого, правда, она уже согласилась "усилить" Грузию радарами. Но сейчас речь идет об огнеопасном материале – ракетах, способных сбивать самолеты противника. Хотя здесь эти самолеты еще надо найти. Зато с противником уже определились. Так что, "принципиальность" Парижа, отказавшего Москве в "Мистралях", получила новое подтверждение. Франция, впрочем, скромничает и пока стесняется афишировать свои "успехи" на ниве вооруженного экспорта. Зато в официальном Тбилиси не скрывают "военную тайну". Ценность этой системы, говорят, прежде всего, в том, что она в состоянии противостоять российским "Искандерам". Не уточняют, однако, что им здесь делать, если август 2008-го показал: чтобы обратить грузинскую армию в бегство, вполне хватает и танков.
Но Тбилиси ставит себе заоблачные цели. Причем, под стать ценам. ПВО – это крайне дорогое удовольствие. Тем паче, для бюджета, уже балансирующего на грани дефолта. Париж, впрочем, снисходительно продает Грузии свои зенитки в рассрочку на несколько лет. Для него и это, пусть не миллиард двести евро, но хоть какая-то компенсация неустойки за "Мистрали". Кстати, не исключено, что этим контрактом он желает еще и доказать, что реноме надежного вооруженного поставщика, в буквальном смысле, подмоченное вертолетоносцами, ничуть не пострадало. Не важно, что это Грузия, которая и рогатке бы радовалась как знаку особого западного расположения.
Тбилиси, конечно, хотел сделать страну фрагментом американской линейки ПРО. Но для начала ему и французские средства подойдут. Тем более, что и с их помощью местный "Пентагон" надеется интегрироваться в систему НАТО. Эксперты, правда, говорят, что полное прикрытие воздушного пространства Грузии – это крайне долгосрочный процесс. И он едва ли уложится в те два года, что остались Франсуа Олланду. Так что, из трех букв в аббревиатуре ПВО Тбилиси успеет освоить только первую.
Продолжит грузинский политолог Иосиф Шатберашвили.
– Как оцените приобретение французских систем ПВО? Это действительно то, что нужно Грузии при ее-то бюджете?
– Те системы ПВО, что покупает Грузия у Франции, обходятся грузинскому бюджету в баснословные цифры. Это в то время, когда за чертой бедности находятся свыше 700 тысяч граждан нашей страны. Закупке таких дорогостоящих оборонных систем следовало бы предпочесть экономические отношения с соседями, прежде всего, с Россией. Нужно восстановить дипломатические и вообще старые добрые отношения с русским народом и с российским государством.
– Пока официальный Тбилиси все-таки предпочитает такие покупки. Установки ПВО – это чтобы было, или в Грузии все-таки планируют как-то ими воспользоваться?
– Я ставлю под сомнение тот вопрос, что Грузия когда-нибудь пустит вот эти ракеты. Я думаю, что это больше бутафория. Я думаю, что дипломатия – это более гарантированная оборона для Грузии, чем закупка даже самых дорогих систем ПВО.
В Грузии нет специалистов, способных управлять этими зенитками. Последний раз, в августе 2008-го, по воздушным целям работали украинские расчеты на своих БУКах. Грузин они к установкам даже близко не подпускали. Так что Франции вместе с системами придется отправить на Кавказ еще и своих инструкторов. Впрочем, для Тбилиси это может оказаться делом нехитрым. Учитывая обстановку, все, что потребуется от ПВО – витать в облаках и считать ворон. А здесь это – государственная политика, каждый умеет. Причем, невооруженным взглядом.