Автор Дмитрий Геер
Пекин с каждым годом становится все более весомым игроком на международной арене. Этому способствует и участие в таких влиятельных организациях, как БРИКС и ШОС, и высокие экономические показатели. Однако не меньшее значение играют и те проекты, которые Пекин продвигает в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Растущий Китай заставил США по-новому смотреть не только на эту страну, но и на весь регион АТР. Конечно, с одной стороны, в Вашингтоне рассчитывают на то, что китайская экономика еще долгое время сохранит уклон в экспортные производства и будет сильно зависеть от внешнего капитала и иностранных технологий. Но с другой – не видеть, что в Китае выросла новая сила, которая способна выражать повестку всего региона, в США уже не могут. В итоге американцы столкнулись с ситуацией, когда их единоличная власть вынуждена немного подвинуться и уступить место новичку, заключает член Российского совета по международным делам Глеб Ивашенцов:
"При всей своей военно-морской мощи США не могут рассчитывать в АТР на права монопольного распорядителя. В большую игру здесь вступают новые игроки, способные, если не сегодня, то в недалеком будущем существенно ограничить степень американского воздействия на ход региональных дел. Это, прежде всего, Китай, который на волне экономического подъема заметно усилил свои экономические и военные возможности. И, по сути, выступает в качестве главного противника США в АТР. Американцы очень озабочены этим. Ведь сейчас экономически они зависят от своего главного конкурента Китая в значительно большей степени, чем от своих союзников. Им надо что-то сделать, чтобы противопоставить нечто китайскому экономическому наступлению. Они, к сожалению, не могут дать ничего нового".
У Пекина в отношениях с США дела идут куда лучше. В вопросе зависимости американской и китайской экономик друг от друга для американцев неприятен сам факт зависимости от кого-то другого, тогда как в Китае привыкли из всего извлекать урок. Америке будет трудно принять то, что Китай обошел ее на этой территории, но это уже непреложный факт, отмечает доцент кафедры востоковедения МГИМО Наталья Стапран:
"Китайское усиление – это объективная реальность, которая есть в регионе. Если мы сравниваем по абсолютным показателям, они далеко еще не догнали американцев по военным расходам, но рост ощутим. Понятно, что Китай – географически крупнейшая держава, очень влиятельная. В какой-то момент это должно было случиться. Противостояние есть, но оно не однозначно. Поскольку США и Китай – основные торговые партнеры друг для друга. Открытый конфликт им не нужен, он навредит своей собственной экономике и в том, и в другом случаем. Поэтому будет длительное балансирование на грани конфликта с учетом, с одной стороны, экономических интересов, а с другой, попытки сдержать политически рост Китая. Конечно, США, привыкнув к роли негласного лидера в регионе, с трудом отказываются от этого статуса, но, тем не менее, ситуация будет меняться".
Важной победой Китая стало создание Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, где Пекин выступил не только организатором, не претендуя на главенство в работе этого института, но и предложил сформировать половину его капитала. То, что эта инициатива нашла понимание в регионе, подтверждают цифры: первоначально "Меморандум о взаимопонимании" подписали представители 21 страны, а в апреле этого года к нему присоединились 57 государств. Все это свидетельствует о том, что Китай сумел представить тот проект, который сегодня интересен многим в регионе, констатирует Глеб Ивашенцов:
"Китай уверенно все последние годы следует доктрине Дэн Сяопина о том, чтобы не выказывать какие-то стремления к гегемонии, держаться скромно. Все, что он предлагает, по сути, отвечает интересам азиатских стран. Речь идет об экономическом сотрудничестве. Вся эта программа в значительной степени напоминает программу форума АТЭС, просто распространяется на более широкий регион. И показательно, что Китай в этих экономических планах делает упор на очень конкретные задачи, на вопросы, которые волнуют, прежде всего, азиатские страны. Это, скажем, развитие инфраструктуры – главная проблема, которая сейчас сдерживает экономический рост. И Китай создает Азиатский банк инфраструктурных инвестиций с многомиллиардными суммами. И показательна та поддержка, которую оказали банку в мире".
Эта политика Пекина импонирует малым странам. Будучи поставленными США перед выбором между Вашингтоном и Пекином, они все чаще выбирают близкого соседа. В итоге эксперты, опрошенные радио Sputnik, уверены, что Китай только начал путь наращивания своего потенциала и пока лишь примеряет роль сильного регионального лидера.