Автор Михаил Шейнкман
Это, конечно, далеко не "Grexit", но тоже выход. Еврозона, правда, из-за событий в Афинах на него вряд ли отреагирует. А зря. Ведь о решении Австрии закрыть посольства в республиках Прибалтики и на Мальте, чтобы переместить их, как выразились в Вене, в "стратегически более важные государства", тоже можно сказать, что одна из стран ЕС меняет курс. Пусть не номинальный. Но и не просто географический. Потому что церемонии внутри Евросоюза местами уже считает лишенными смысла и рационализма. А это – симптом. Если еще не пример для подражания.
МИД Австрии, впрочем, давит на рачительность. Уверяет, что таким образом освободит 34 млн евро. Тоже деньги. Но из разряда "отговорки для бедных". Во-первых, что же это за европейское партнерство такое, если на нем не грех и сэкономить. Во-вторых, не сэкономить даже, а сберечь, чтобы с пользой потратить в других широтах. Странами, заслуживающими австрийской дипломатии больше, чем Латвия, Литва и Эстония, министр иностранных дел Себастьян Курц называет Белоруссию, Грузию и Молдавию.
Не важно, что всех стрижет под гребенку "сложных отношений с Россией". Тем более что по этой части с Прибалтикой они вряд ли могут конкурировать. Главное для Вены, что здесь жизнь, борьба за влияние, геополитика, гуща событий. Влиять Австрия на них вряд ли сможет, но совершенно точно ничего интересного не пропустит. Исходя из тех же соображений, кстати, австрийский МИД планирует усилить присутствие в иных политически важных регионах и технологических инновационных центрах: открыть миссию в Силиконовой долине США и новые посольства в Сингапуре и Катаре.
Что касается Прибалтики, то лишь дипломатический этикет не позволяет Курцу вслух считать ее глухой провинцией. Но уже не отношение. Гражданам этих республик, если случится у них какая-нибудь австрийская надобность, рекомендовано ездить в Вену или в ее представительство в Стокгольме.
Работа в Прибалтике у австрийских посольств, на самом деле – не бей лежачего. Приемы да рауты. Ни визу оформить – "шенген" вокруг. Ни отказать в ней – чужие здесь не ходят. Ни даже ноту подать или протест получить – одним блоком мазаны. И вроде бы вот он – повод тряхнуть политесом, вспомнить, чему в дипакадемиях учили. Отзыв посольств – это же как война. Но молчат прибалтийские столицы, обычно острые на язык, когда им кажется, что их ущемляют. Хотя Австрия предпочла им в их понимании постсоветские "недодемократии". Но, может быть, здесь решили, что туда ей и дорога, коль скоро на ее гербе – запрещенные в Прибалтике серп и молот.
Продолжает тему эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
– Почему Австрии стали неинтересны страны Прибалтики? С чего бы это она решила, что сейчас стратегически выгодней находиться в иной постсоветской географии?
– Они никогда не были особенно интересны. Экономика прибалтийских стран, кроме, возможно, Эстонии, стагнирует и не представляет какого-то интереса для транснациональных корпораций. Прибалтика не открывает новых окон для политических возможностей. Использовать прибалтийские страны для наведения каких-то мостов с Россией не представляется возможным. А вот использовать для этого Белоруссию и другие постсоветские страны гораздо более актуально. В Австрии прекрасно понимают, что налаживание новых отношений с Россией обязательно. И в первую очередь для австрийской экономики и австрийского бизнеса.
– Насколько симптоматичен для ЕС австрийский опыт?
– Я думаю, он симптоматичен. И за Австрией потянутся многие небольшие страны Южной и Центральной Европы, потому что для больших стран еще одно посольство – это не принципиально. Они, безусловно, будут стараться использовать, прежде всего, Белоруссию и Молдову, как страны, которые могут способствовать установлению новых экономических отношений с Россией.
А ведь как старается прибалтийская троица прослыть чуть ли не центром борьбы за мировое господство. Какие концерты закатывает и сцены разыгрывает. Как бьются ее режимы на репетициях театра военных действий. Но "не верю!", – оценивает их актерское мастерство Австрия своим отказом досмотреть эти спектакли до конца. Наверное, понимает, что его не будет и что дипломатии здесь все равно делать нечего. Потому что стараются они не для нее.