Таяние арктических льдов может грозить Земле глобальной "метановой" катастрофой. К такому выводу пришла группа ученых, работающих в рамках международной программы изучения возможных последствий таяния арктических ледников, развернутой на базе Томского политехнического университета.
Специалисты из России, США, Швеции, Нидерландов и других стран объединили усилия, чтобы изучить проблему и предотвратить катастрофу, которую таят в себе около пятисот аномальных полей выброса метана, залегающего в толще льда. Из-за глобального потепления ледники ускоренно тают, а это в свою очередь может привести к выбросу метановых пузырей в атмосферу Земли. Разрушительных последствий в таком случае не избежать. По самому худшему сценарию человечеству грозит глобальная катастрофа, для устранения которой потребуется годовой бюджет всех государств планеты.
Подобные прогнозы – это вариант старого сценария о конце света, только в газовом варианте, считает замдиректора "ВНИИОкеангеология", профессор Санкт-Петербургского госуниверситета, доктор геолого-минералогических наук Георгий Черкашев.
"Это очередной апокалиптический сценарий, которых мы за последнее время наслушались уже немало. Нужно подходить к этому трезво и взвешенно. Действительно, подводная мерзлота занимает огромные территории в наших арктических морях – особенно в Восточной Арктике. И эта мерзлота содержит метан. Выходы его в водную толщу, вследствие разрушения подводной мерзлоты, имеют место. Однако на границах осадок-вода и вода-атмосфера эти процессы демпфируются, ослабляются. И в результате в атмосфере подобных аномалий, которые мы фиксируем в водной среде, практически нет", – сказал ученый в эфире радио Sputnik.
Объясняется это, по его словам, солнечным светом и активностью бактерий.
"На дне есть огромные стада метанотрофных бактерий, которые этот метан в буквальном смысле слова поедают, уменьшая его количество. Второй барьер газу – на границе воды и атмосферы. В летнее время, когда светит солнце, этот метан исчезает за счет химических реакций. Что-то, конечно, остается, но по тем замерам, которые мы имеем, это крайне незначительно", – заключил Георгий Черкашев.