Автор Михаил Шейнкман
Улица. Фонарь. Протесты. И минус электрификация всей страны. Все-таки Владимир Ленин знал, о чем говорил, когда "вкручивал" свою лампочку в политическое равенство. Может быть, это с его легкой руки политика полна энергетическими метафорами. Если что, то и напряжение высокое, а "що не скаче, той москаль", и по фазе сдвиги, и – туши свет!
Но в центре Еревана все сошлось в прямом смысле. На проспекте маршала Баграмяна. Сошлось и само по себе не расходится. Впрочем, президент Серж Саргсян своим "соломоновым" компромиссом, наверное, и не надеялся сразу "отключить" бунт против новых энерготарифов. Но приглушить протест ему все-таки удалось. Теперь он – как тусклый свет: и ни туда, и ни сюда. Вроде бы и не горит, как следует, но энергию сжигает. И лихорадочно перераспределяет ее.
Основная часть митингующих, та, что по-честному и за правду, вернулась на исходную. Туда, где никому не мешает: на Площадь свободы. К опере, как посоветовала полиция. У тех, что порадикальней, мятеж – чисто из любви к другому "искусству". Они по-прежнему "ломают комедию" на проезжей части. Интересно только усиленным подразделениям МВД. Хотя главных действующих лиц и исполнителей они уже после полуночи готовы были на руках выносить. Серж Саргсян, конечно, понимал, что его уступки попытаются выдать за слабину. Но он не впервые разыгрывает с протестом "армянский гамбит". И опять у него – беспроигрышный вариант.
По сути, президент, как требовали, заморозил тарифы. Но не отменил их. Просто на время международного аудита цены вопроса бюджет будет компенсировать разницу и платить за всех, как за национальную безопасность. По признанию самого Саргсяна – не самый лучший вариант. Зато самый уместный. Если называть вещи своими именами и считать, что именно такие сценарии разыгрывают перед госпереворотом.
Армения, правда, – это совсем не тот случай. Тем более после Украины, где Майдан увеличил тарифы не на 16%, как хотят здесь, а в разы. Поэтому в Ереване протестующие сами бегут от подобных аналогий. У тех, кто все-таки хочет их найти, под рукой – только то, что всегда: провокаторы, американская дипмиссия и две полоски на государственном флаге. Как сказали бы в известном месте – "жовтая" и "блакитная". Однако здесь флаг трехцветный. И сверху та самая красная черта, за которую армянское здравомыслие при любых раскладах никогда не выйдет. Как бы посольство США ни призывало стороны держаться "в демократических рамках". Кстати, сделало оно это только после того, как протест сам по себе пошел на убыль.
Продолжает тему из Еревана директор филиала Института стран СНГ Александр Маркаров.
– Бить или не бить. Для силовиков это вопрос? Или власть все-таки уверена, что протест сам "рассосется"?
– Вопрос как раз не в том, чтобы протест "рассосался". Вопрос в том, чтобы все стороны вышли из тех акций, что происходят сейчас в Ереване, с минимальными репутационными потерями.
– Насколько такой компромисс возможен? Что выигрывает своими уступками Серж Саргсян, кроме времени?
– Предполагается проведение аудита, в объективности которого не должны сомневаться как представители властных структур, так и представители гражданского общества. В итоге предполагается, что на основе объективного, профессионального экспертного мнения будет принято окончательное решение относительно цен на электроэнергию в Армении.
– А есть ли гарантия, что в случае доказанной достоверности новых тарифов бунт не повторится?
– Гарантии дать достаточно сложно. Протест может существовать, но в таком случае не будет уже оснований для субъективной трактовки тех или иных положений. Соответственно, если целью является протест ради протеста, его исключить нельзя. Если же интересует объективное видение, то надо будет смириться и понять, каким образом существовать и реагировать на новые условия.
Это нормально, когда системообразующее предприятие время от времени объявляет о росте тарифов. Это нормально, когда населению это не нравится. И это нормально, если сразу на улице, а не на кухне. Аномалия наступает тогда, когда причины для протеста нет, а он все одно продолжается, но уже как повод.
Сейчас все выглядит так, будто Серж Саргсян отложил партию. Однако на своих условиях. Пусть пока будет платить государство. Но, во-первых, за свою устойчивость – не жалко. А во-вторых, это еще вопрос, кого в итоге поставили на счетчик. Может быть, профессиональным мятежникам все эти расклады – до лампочки. Даже когда все ясно: раскаленная до предела, она, так или иначе, перегорит. И в электрическом, и в политическом смысле.