Автор Дмитрий Геер
Картина "Женщины Алжира" кисти Пабло Пикассо, проданная 11 мая 2015 года на аукционе "Кристис" в Нью-Йорке, не сумела побить рекорд самой дорогой картины в мире – полотна Поля Гогена "Когда ты выйдешь замуж?". Сумма составила 179,3 млн долларов против 300. Однако картина Пикассо все-таки стала первой в другой номинации – самое дорогое полотно в мире, купленное на открытых аукционах.
Произведения искусства становятся с каждым годом все более сильной валютой. За происходящим на торгах в стенах аукционных домов следят по всему миру, а конечную сумму, за которую уходят полотна, долго обсуждают. Кстати, в 1997 году эта картина Пикассо уже продавалась на аукционе "Кристис". Тогда ее оценили в 32 млн долларов. Прошедшие 18 лет увеличили ее стоимость более чем в пять раз. Для самых богатых людей мира именно покупка произведений искусства является наиболее удачным способом бегства от бурь на мировых финансовых рынках, заключает директор аукционного дома "Рашенкойн" Алексей Ончуков:
"Идет нестабильность на общемировом рынке. Как мы это видим? Это, например, падение евро относительно швейцарского франка или американского доллара. Они почти сравнялись. В этой ситуации люди, которые имеют излишки денег, предпочитают от них избавиться тем или иным способом. Там сумма денег намного больше, поэтому уже нельзя купить шестое здание или 25-ю квартиру. Люди хотят иметь что-то более уникальное и более интересное. И, естественно, более мобильное. Поэтому очень большой интерес сейчас к произведениям искусства, любым направлениям арт-бизнеса. Это касается и произведений искусства, и нумизматики – всего спектра".
"Игроков в карты" Сезанна купила катарская королевская семьи для Национального музея Катара, выложив за них четверть миллиарда долларов. За картину Пикассо "Сон" американский миллиардер и коллекционер искусства Стивен Коэн дал 155 млн долларов. Тот же Коэн купил картину "Женщина III" абстрактного экспрессиониста Виллема де Кунинга за 137,5 млн долларов. Все это только подтверждает, что приобретатели такого искусства образуют некий элитный клуб, заключает директор Ассоциации искусствоведов Андрей Толстой:
"Искусство – это единственное, что никогда не дешевеет. Искусство, тем более раскрученные имена, фигуры, репутация, если они существуют в сложившейся системе ценностей, то они абсолютно представляют собой начало, которое не уменьшается в своей значимости, а только растет. Речь идет о тех художниках, которые создали своими именами, своим творчеством целую историю искусства. И нет сомнения в том, что эти вещи будут только дорожать. Они никогда не будут дешеветь".
Но все-таки главными покупателями подобных шедевров остаются самые различные фонды, которые планируют долгосрочные инвестиции, подмечает Алексей Ончуков:
"Это могут быть как пенсионные фонды, у которых задача вложить правильно и хорошо деньги на длительный период времени – 25, 30, 50 лет. Так и какие-то частные фонды, которые представляют интересы тех или иных семей и организаций. Они вкладывают, по сути, деньги миллионеров и миллиардеров по всему миру. Цены стали настолько большие, что на мировом рынке покупателями являются больше всего фонды, а не какие-то конкретные частные люди. Что такое частные фонды? Собрались три друга, которые обладают большими деньгами, и решили, что надо вложить деньги в картины. Каждый из них может купить такую картину отдельно, но если они втроем, то они сделают картинную мини-галерею. И это дает диверсификацию. И в результате они получат реально больше, и прибыль будет гарантированней через какой-то период времени".
А если все-таки за покупкой стоит частное лицо, то оно почти никогда не раскрывается. Причин тому несколько, перечисляет Андрей Толстой:
"У таких покупок, как правило, только косвенным путем можно установить владельца. Вещи покупаются анонимно, потому что никому не хочется "светиться" со своими расходами, доходами и своими владениями. Тайна вкладов – как в банках, так и здесь".
Современный рынок искусства уже давно причислен к разряду инвестиционно-привлекательных. Про каждое полотно, которое продается на мировых аукционах пусть даже за самые фантастические деньги, можно сразу с уверенностью сказать: дешевле оно уже никогда не будет.