Автор Дмитрий Геер
Рейтинг самых дорогих фильмов мира обновляется ежегодно. Сказочные цифры бюджетов Голливуда уже никого не удивляют, куда больше недоумевают авторы, когда фильм не находит поклонников и становится сказочно убыточным.
"Аватар" и "Титаник", "Человек из стали" и "Алиса в стране чудес" – все эти фильмы уже вписаны в рейтинги самых затратных проектов Голливуда. Нередко авторы лент понимают: они попали, что называется, в струю – и начинают с дикой скоростью работать над продолжением удачных картин. Список этих продуктов уже стал довольно объемным: "Пираты Карибского моря", "Хроники Нарнии", "Мстители", "Трансформеры", "Люди в черном" и многие другие. Далеко не все из этих фильмов потом оказываются членами другого куда более почетного клуба – мировых шедевров. Тогда как их далекий предшественник 1916 года фильм "Нетерпимость" стал признанным этапом в развитии мирового кино. А если присмотреться внимательно, то и все основные рекорды по тратам на фильмы принадлежат картинам вековой давности, замечает кинокритик Кирилл Разлогов:
"Надо иметь в виду, что абсолютные цифры не имеют особого значения. Обязательно надо делать поправку на инфляцию. А с поправкой на инфляцию чемпионами выходят как раз картины 10-х годов прошлого века. Очень дорогая картина была "Нетерпимость" Дэвида Гриффита в 1916 году. Если брать 30-е годы, то одна из самых дорогих картин была "Унесенные ветром". В последние годы за перерасход бюджета ругали Джорджа Лукаса за первые "Звездные войны" и Джеймса Камерона за "Титаник", который побил все рекорды по стоимости, но одновременно побил все рекорды по посещаемости. Были самые убыточные картины, которые очень дорого стоили и очень мало собрали. Но это, как правило – не самые дорогостоящие. А вот самые прибыльные картины, наоборот – самые дешевые".
Далеко не все эти траты обоснованы реальными потребностями самого фильма. Огромная часть уходит на пиар-мероприятия, которые предшествуют выходу картины. Сохраняется традиция гонки гонораров. Именно поэтому можно совершенно спокойно говорить о том, что талант снять за очень большие деньги сознательно культивируется на мировой фабрике грез, считает Кирилл Разлогов:
"Стоимость картин растет, она искусственно раздувается, особенно в Голливуде. Что касается стран с налаженным кинопроизводством, но ориентированным на внутренний рынок, она остается в тех пределах, в которых и была. Все эти картины несопоставимы с голливудскими бюджетами. Бюджеты Болливуда тоже значительно ниже голливудских, но выше европейских".
Сегодняшние бюджеты измеряются суммой в 200-300 млн долларов, хотя для успешного фильма надо гораздо меньше. Правда, при условии, что работать над ним будет человек талантливый, подчеркивает киновед Александр Шпагин:
"Сделать картину успешной – для этого режиссеру нужен талант и от силы 250-300 тысяч долларов. Если меньше, то очень сложно. Хотя, если вспоминать последние 20-30 лет, была создана очень успешная зрительская и даже культовая картина за еще меньшие деньги –100 тысяч. Это "Брат" Балабанова. Он разошелся на цитаты. Иными словами, чтобы сделать успешную картину, нужно от силы 250-300 тысяч. Можно вспомнить фильм "Возвращение" Звягинцева, который за эти деньги и был снят, и принес много миллионов долларов продюсерам и авторам картины".
Но если вернуться к мировой практике, то не стоит забывать и о том, что картина продолжает приносить доход и после того, как сходит с экранов. Отдельная индустрия активно зарабатывает деньги на кинообразах. Яркий тому пример – Диснейленды по всему миру. А веселый мышонок Микки Маус далеко оторвался от всех современных режиссеров. Как подсчитал несколько лет назад журнал Forbes, приближаясь к 90-летнему дню рождения, он умудряется зарабатывать 6 млрд долларов ежегодно.