Автор Дмитрий Геер
Независимо от желаний и стремлений Вашингтона и Брюсселя, сегодня уже можно с полной уверенностью сказать, что "независимый клуб" государств БРИКС является неотъемлемой частью мировой политической и экономической системы.
Вопросы финансовой архитектуры и перспектив мирового порядка, глобальной безопасности и реформы международных институтов – все эти темы регулярно обсуждаются на саммитах БРИКС, многочисленных круглых столах и самых разнообразных экспертных площадках.
Ни для кого не секрет, что между участниками БРИКС есть много различий, однако они не мешают выработать единый взгляд на мироустройство. И с каждым годом становится очевидно: страны БРИКС не только хотят играть определенную роль в меняющемся мире, но и сами готовы формировать правила игры, выносить на обсуждение свои вопросы, быть активно вовлеченными в главные мировые политические и экономические процессы.
Порядок, когда руководящие посты в глобальной системе были распределены между отдельными странами, еще недавно не подвергался сомнению. Однако сегодня соотношение сил изменилось, а, значит, эти правила пора менять. В первую очередь это видно в экономике, где развивающиеся страны уже играют чуть ли ни решающую роль. Именно БРИКС и призван отстаивать их позиции, считает старший преподаватель Высшей школы экономики Владимир Захаров:
"Речь идет о том, чтобы создать другие глобальные структуры, которые отвечали бы потребностям развивающихся государств. Поэтому мы видим, что, с одной стороны, создается Банк БРИКС, а, с другой – создается такая финансовая структура, как Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, в который тоже закладывается примерно 100 млрд долларов. Из них 50 дает Китай. Он создает фонд экономического пояса "Великого Шелкового пути", который уже профинансирован на 40 млрд долларов. Поэтому речь идет о создании нового международного экономического и политического порядка, где сегодня уже очень значительную роль играют государства БРИКС".
С выработкой инициатив и предложений уже сейчас в БРИКС работают разные структуры. И затрагиваются все области жизни, добавляет Владимир Захаров:
"Внутри БРИКС работают различные схемы сотрудничества, кооперационные связи между государствами во всех возможных областях: финансы, экономика, промышленность. Речь идет о том, чтобы отстоять свои политические, экономические интересы, потому что мир стоит на пороге существенного изменения баланса сил".
Однако не стоит думать, что все задачи по внутренней структуре БРИКС уже решены, и можно почивать на лаврах. По-прежнему много работы предстоит на пути развития контактов между представителями власти и экспертами. Это необходимо делать как в каждой отдельной стране, так и на уровне всего объединения БРИКС, замечает директор Института Хошимина при Санкт-Петербургском государственном университете Владимир Колотов:
"Я бы больше всего обратил внимание на более тесное взаимодействие между экспертным сообществом и властью. При создании такого нового межгосударственного формата на это слабое звено нужно обратить внимание, применить меры, чтобы повысить эффективность этого взаимодействия".
Рамки БРИКС стали уже тесноваты для России, Бразилии, Китая, Индии и ЮАР. Эти страны готовы работать с существующими экономическими и политическими объединениями, выдвигать свои инициативы и отстаивать свои общие интересы. Саммит в Уфе станет еще одной ступенью на пути утверждения роли БРИКС в мире. Ведь мириться с политической, экономической и социальной несправедливостью они больше не могут. Да и реальные обстоятельства не позволяют.