Автор Светлана Холоднова
Куда деваться, если некуда девать: Рига может попытаться приучить китайцев к шпротам. В Россию эти латвийские рыбные консервы теперь поставлять не получится. И дело даже не в продуктовом эмбарго, которое стало ответом Москвы на санкции: просто рыбка оказалась с душком. Неизвестно, откуда — с головы или с хвоста она начала гнить, но в итоге латвийские шпроты стали несъедобны из-за превышения содержания вредных веществ. Как, кстати, и эстонская рыбная продукция.
Проблема для производителей большая: ведь ранее в России продавалось до 90% консервов. А теперь встал даже крупнейший рыбозавод Латвии, работу на нем сохранил только каждый пятый сотрудник. Тут-то и схватились латыши за голову. Однако они, похоже, и сами наелись с горя своих консервов — и зловредные вещества им в эту голову и ударили. Откуда иначе могла появиться идея сбывать свою продукцию… в Китай?
Но есть как минимум один человек в Латвии, который к консервам не притронулся. Это мэр Вентспилса Айвар Лембергс. Он заявил, что реальный рынок для шпрот — только Россия. "Вы это не сможете продать ни китайцам, ни индусам. Они шпроты не видели, и никогда вы их не научите есть шпроты. Не надейтесь!", — проявил здравый смысл градоначальник. И действительно: экспортировать латвийские шпроты в Китай — то же самое, что продавать в Латинской Америке российскую квашеную капусту.
В отличие от латвийских, американские бизнесмены намного лучше чувствуют конъюнктуру рынка. Предприниматель Марк Филлипс зарегистрировал в России (как и во многих других странах, включая, кстати, и тот же Китай) товарный знак "Palcohol" на порошок, который при разведении водой превращается в водку. Или в ром. Или в какой-нибудь коктейль — в зависимости от добавок. Знаменитый слоган "Просто добавь воды!" из рекламы растворимого лимонада 90-х годов приобретает новое звучание и вторую жизнь. Взрослую.
Создатели алкопудры заявляют, что их изобретение безопаснее обычного спиртного, так как всасывается в кровь медленнее. Тесты, однако, не проводились, поэтому потенциальная безопасность или вредность ничем не подтверждены. Что и обеспокоило Росалкогольрегулирование: замглавы ведомства Владимир Спирин заявил, что необходимо "ввести запрет на продажу сухого алкоголя".
Кстати, новинкой товар Марка Филлипса назвать нельзя: предприимчивые россияне уже пробовали продавать "спиртные порошки". Торговля идет через интернет и сейчас, но вот спроса практически нет. Их пример — другим наука. Если уж такой, в общем-то, востребованный в России продукт, да еще и в столь удобной форме, "не пошел", то латвийским шпротам путь на китайский рынок уж точно "заказан".