Автор Дмитрий Геер
Одна из дискуссий, которая будет активно развернута на саммите ШОС в Уфе, будет посвящена анализу перспектив сотрудничества по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса "Шелкового пути". 8 мая главы России и Китая подписали в Москве важное заявление о сотрудничестве. Документ уже назвали самым значимым российско-китайским шагом с момента начала разворота РФ на Восток.
Влияние ШОС на региональную повестку дня растет с каждым днем. Организация стала тем объединением, которое предлагает и отстаивает свою повестку дня, отличающуюся от взглядов Вашингтона. Однако это не противостояние, а шаг на пути отхода от однополярного мира, настаивает руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин:
"Создается система развития евразийского континента уже не только в плане нас, евразийцев, но и в континентальной системе. А эта система будет неизбежно идти против США. Америке нужно, чтобы все ссорились, чтобы никто не мог составлять реальную конкуренцию США".
Во многом стать серьезными конкурентами странам ШОС поможет стремление получить синергетический эффект от нового проекта в большом партнерстве. Напомню, что экономический пояс "Шелкового пути" подразумевает создание транспортного коридора между Азией и Европой. Китай, который был инициатором этого проекта, готов выделить на него 40 млрд долларов. Теперь речь идет о том, чтобы использовать в этом проекте и преимущества Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входят Россия, Казахстан, Белоруссия и Армения. Этот шаг принесет немалую выгоду и участникам ШОС, уверен президент российско-китайского аналитического Центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев:
"Сегодня ШОС – это, прежде всего, хорошее торгово-экономическое партнерство. Особенно интересно будет развиваться сопряжение ЕАЭС и проекта "Шелкового пути". Это имеет огромное значение для пространства ШОС. Здесь, прежде всего, будут обсуждаться те условия, которые позволят максимально эффективно интегрировать эти две системы. И, конечно же, прежде всего, – это строительство инфраструктурных проектов".
Не стоит забывать, что это решение "свело на нет" все имеющиеся раньше противоречия, добавляет Александр Собянин:
"Особое международное значение имеет соглашение о сопряжении развития ЕАЭС и международного проекта "Великого шелкового пути". Это соглашение означает снятие противоречий, мешающих интеграционным проектам России и Китая. Мы этим соглашением подчеркиваем, что стороны готовы находить такие формулы, где, может быть, придется поступаться частью своих интересов, но именно для того, чтобы не наносить конкурентного урона другому проекту. Снятие потенциальных политических, идеологических и экономических конфликтов".
Однако не стоит думать, что саммит в Уфе будет только экономическим по характеру. Изменения мировой политической повестки не могут не сказаться и на характере тех тем, которые будут обсуждать на июльской встрече. Говорит заместитель директора Центра стратегической конъюнктуры Михаил Чернов:
"Саммит ШОС – мероприятие очень серьезное. Особенно в связи со складывающейся международной обстановкой. Основные вопросы, я думаю, будут носить экономический характер. Но в настоящее время вопросы все больше и больше приобретают политический оттенок.
Эксперты отмечают, что даже сами участники ШОС только сейчас начинают осознавать, какие выгоды в будущем может принести их совместная работа. Ведь следом за экономическими и политическими вопросами идут культура и образование, наука и технологии. А развитие этих направлений покажет всем, что такое настоящий многополярный мир.