Автор Дмитрий Геер
Миграционная политика и старение населения, кадровый дисбаланс и экономика знаний, подготовка кадров и современное здравоохранение – темы Международного экономического форума в Санкт-Петербурге, которые объединены в один большой блок "Развитие человеческого капитала и компетенций".
Главные страны-локомотивы глобального роста, которые играли ведущую роль в последние десятилетия, совсем скоро столкнутся с такой проблемой как старение населения, а, значит, и с ростом числа граждан, которые достигли пенсионного возраста. Пока экономисты пытаются подсчитать, какой должна быть производительность труда, чтобы можно было компенсировать "выпадающие" из производства рабочие руки. Биологи и медики выясняют, есть ли уже сегодня способы продления трудоспособного периода жизни человека, и как можно использовать эти возможности в ближайшем будущем. Параллельно идут споры по вопросам подготовки кадров. Все чаще компании хотят видеть в своих рядах не просто высококвалифицированных специалистов, но и сотрудников, которые умеют легко приспосабливаться к изменениям, отвечать новым требованиям и глубоко погружаться в задачи, которые стоят перед компанией. Вот как характеризует образ самых востребованных специалистов директор Центра образовательных разработок бизнес-школы "Сколково" Денис Конанчук:
"Не хватает, прежде всего, инженерных направлений. То есть специалистов, которые являются профессионалами в технологиях или инженерных направлениях и способны, например, не только адаптировать ведущие западные технологии, но и разбираться в тенденциях или в новых технологиях, которые только приходят на рынок. Здесь ощущается определенный дефицит. Первое – это такие инженерные направления, а вторая группа компетенций – управленческие. Усложняющаяся экономическая ситуация последних лет говорит о том, что очень востребованы специалисты, которые понимают в операционной эффективности. То есть могут производить продукт, не теряя в качестве, но снижая издержки, управлять различными поставщиками и сложными цепочками поставщиков, разрабатывать продукт для текущих и будущих потребностей рынка".
Постоянно возникает проблема: далеко не каждый работник имеет образование и навыки, которые позволяют выполнять поставленные задачи. Эти проблемы возникают и в сфере управления, и в сфере реального производства. Избежать их поможет заинтересованность предприятий в своих будущих сотрудниках, которые еще только учатся, отмечает научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ Исаак Фрумин:
"Приглашение людей из индустрии посмотреть на то, как учат, посещать лаборатории, давать рекомендации. Только после этого они будут готовы принять людей к себе на практику и так далее. Ничего здесь "сверх" придумывать не надо".
Однако необходимо пробудить и интерес образовательных учреждений к тому, чем занимаются студенты, многие из которых начинают трудовую деятельность еще на студенческой скамье, продолжает эксперт:
"Университеты должны понимать, что нужна постоянная коммуникация с рынком труда. Надо создавать для этого условия. Очень многие студенты работают на 3-4 курсе. Я иногда спрашиваю студентов, а как университет узнает о том, что вы делаете, использует ли это в учебном процессе. Ответ обычный – никак. В этом смысле, думаю, мяч на стороне университетов: они должны быть более активны и любознательны".
Именно такая взаимная заинтересованность позволит правильно оценивать и требования рынка труда на пути удовлетворения потребностей экономики. А поскольку рынок труда меняется весьма быстро, необходимо сделать так, чтобы ученики были лучше приспособлены к работе в разных местах, добавляет Денис Конанчук:
"Последний тренд, который обсуждается, состоит в том, что университеты должны давать не узкоспециализированные знания, а, что называется, готовить студентов к жизни, давать набор компетенций надпрофессионального уровня. Здесь речь идет и об интеллектуальных навыках типа критического мышления. И о навыках работы в условиях неопределенности или в команде. Пока эти знания предоставляют либо тренинговые компании, либо частные образовательные проекты. Но и университеты стараются изменить свои учебные планы в этом направлении".
Отдельно выделяются и задачи, которые помогает решить миграционный поток: с каждым годом он оказывает все большее влияние на рынок труда. С одной стороны, мигранты компенсируют нехватку рабочих рук. Но с другой, у них не всегда есть необходимая квалификация, а чрезмерный поток мигрантов может нанести урон равновесию на рынке труда.
Образование прочно стало частью современного рынка труда. Тем более, что в последнее время все больше говорится о значении человеческого капитала и экономики знаний. Все чаще эксперты приходят к выводу, что пока еще нет критериев для оценки современной экономики знаний, темпов ее роста и потенциале. Попытка продвинуться в решении этой проблемы и будет сделана в июне в Санкт-Петербурге.