Автор Дмитрий Геер
На сегодняшний день Евросоюз объединяет только одна идея – это евроскептицизм. Недовольство интеграционными процессами и стремление поддержать национальные государства – это те самые темы, у которых есть приверженцы везде. И при этом у евроскептиков до сих пор нет единой программы.
Политологи выделяют в этом течении два подхода к решению поставленной задачи – жесткий и мягкий. Если первые полностью отрицают саму идею Евросоюза и выступают за выход или невступление в ЕС, то вторые пытаются все-таки увидеть некие положительные стороны евроинтеграции, но все равно недовольны правилами внутри союза. Виной всему является политика Брюсселя, который готов всех "стричь под одну гребенку" и, чаще всего, не вникает в особенности и проблемы отдельных стран. Сейчас уже невозможно найти страну, где подобные настроения не были заявлены и даже иногда активно поддерживаемы, считает советник директора Российского института стратегических исследований Елена Хотькова:
"Я думаю, многие страны недовольны. И здесь надо говорить о том, где меньше. Есть традиционные страны-евроскептики. Лондон открыто говорит о том, что он будет проводить референдум. Кэмерон еще шел на недавние выборы с лозунгом: если он победит, то проведет общенациональный референдум о целесообразности нахождения Великобритании в ЕС. А если говорить по странам, то мы видим, как число евроскептиков в каждой стране нарастает. Нет такой страны, где бы их вообще не было. Они сильны в Чехии, во Франции, в Голландии, Дании. И даже такая страна, которая так гордится своим европейским выбором – Польша. Там тоже партия "Право и справедливость" занимает весьма скептическую позицию в отношении Брюсселя. В каждой европейской стране есть силы, которые критикуют евробюрократию. Это общий европейский тренд. Европейцы понимают, что Брюссель ведет антинациональную политику в отношении европейских стран".
Критика охватывает все стороны жизни, но во главу угла чаще всего ставится право на сохранение национальной идентичности. Одни недовольны развитием демократии и тем фактом, что единственный выборный орган союза – Европарламент – лишен какой-либо законодательной инициативы. Другие не видят успехов в решении социальных проблем. Особое мнение есть у "младоевропейцев", которые в результате вступления понесли серьезные экономические убытки. Об этом на примере Венгрии рассуждает доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:
"Венгрия, во-первых, существенно в каких-то областях проиграла от вступления в ЕС. В частности, в плане развития своего сельского хозяйства. Ей потребовалось существенно перестроить свою экономику и не всегда в позитивную сторону для того, чтобы соответствовать европейским критериям. Кроме того, в Венгрии довольно специфическая внутриполитическая ситуация. Там у власти находятся правые консерваторы. Это связано не с ЕС, а со спецификой венгерского политического развития. Эти консерваторы не слишком вписываются в общеевропейский тренд. У них стычки с Брюсселем. Несколько лет назад в Венгрии изменили конституцию, и ЕС был крайне недоволен тем, в какую сторону эта конституция была изменена".
Но стычки с Брюсселем сегодня характерны не только для Венгрии. Все больше стран намекают на свое крайнее недовольство санкционным давлением, которое их обязывают соблюдать в отношении России. Все больше стран просчитывают последствия этого шага или уже даже сталкиваются с ними. Одновременно приходит понимание того, что ЕС здесь уже проводит чужую политику, добавляет Елена Хотькова:
"Колоссальное давление оказывается со стороны Брюсселя на отдельные национальные правительства. А на Брюссель давит Вашингтон. Для того, чтобы была продемонстрирована единая позиция общеевропейской солидарности. За этим очень внимательно следят и говорят о том, что недопустима даже критика на национальном уровне. Все больше видим сейчас, что европейцы страдают от санкций. Все больше голосов о необходимости положить конец. В ЕС против выступает почти половина – 11 стран. Греция, Кипр, Словакия, Чехия, Венгрия, частично Австрия. И в Германии растет число людей, которые говорят, что надо искать компромисс, что санкции ни к чему не ведут, и надо налаживать разговор с Москвой".
И ведь налаживают. А, значит, можно уже говорить о том, что отношение к антироссийским санкциям стало еще одной трещиной внутри европейских отношений. Исполнение воли Брюсселя, а уже тем более США, не нравится уже не только евроскептикам, но и далеким от политики фермерам: они никак не могу понять, почему по чужой воле должны своими руками гноить свой же урожай.