Автор Михаил Шейнкман
Такие совпадения просто так не случаются. На прошлой неделе Киев разорвал соглашение с Москвой о транзите через украинскую территорию в Приднестровье российских военных и их грузов. А следом за этим Молдавия и Румыния объявили о формировании своего "миротворческого" батальона с перспективой подключения к нему Украины и Польши. Кого именно этот квартет собирается совместно "умиротворять", в Кишиневе не уточнили. Но вряд ли ИГИЛ.
У локальной группировки здесь может быть только одно направление. И оно такое же, как и название урегулирования – "приднестровское". Недаром ведь Порошенко с президентом Румынии Йоханнисом не так давно условились "разморозить" этот конфликт. И, если решение Киева закрыть российским миротворцам транзит стоило ожидать, то военная сделка Бухареста и Кишинева указывает на то, ради чего.
Логика, геополитические обстоятельства и настроения местных элит подсказывают экспертам обострение в зоне соприкосновения в качестве следующего хода этой в принципе достаточно примитивной комбинации. Провокации против мирных граждан, диверсии и, не исключено, атаки на оставшиеся с советских времен в Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) склады вооружений, которые охраняют российские солдаты, были бы естественным продолжением кампании, направленной на дискредитацию и вытеснение самого эффективного, по оценкам специалистов, миротворческого формата.
Надо полагать, когда международное сообщество, по замыслу, должно будет в нем окончательно разочароваться, Кишинев с Бухарестом и предложат ему свои "голубые каски" как "квалифицированную" подмену. То, что ее цель — устранить в Приднестровье не только настоящих гарантов безопасности, но и саму ПМР, уже мало кого заинтересует. И Киев, закрыв для российских военных все пути (в том числе, и отступления), по сути, раскрыл, что это – боевая задача на их уничтожение.
В Минобороны России не верят в такое развитие событий. Готовятся к нему. Как, по понятным причинам, не говорят. Но признают, что в случае необходимости, для связи с контингентом всегда остается "воздушный мост". И этого напоминания вполне достаточно, чтобы понять: совсем не просто так российские десантники и спецназ на внезапных учениях отрабатывали переброску на большие расстояния. Специалисты допускают, что в зоне конфликта может сложиться ситуация, при которой миротворческий формат придется "свернуть". Чтобы на его основе развернуть формат принуждения к миру.
Продолжит тему военный эксперт Виктор Литовкин.
– Киев блокирует российских миротворцев, Бухарест и Кишинев создают свой батальон. При этом все говорят о желании "разморозить" конфликт. Они действительно способны открыть в Приднестровье против России второй фронт? К чему должны готовиться Тирасполь и Москва?
– Я думаю, что пока все, что происходит, это все-таки психологическое давление. Сегодня на территории Приднестровья находится миротворческий контингент, который поддерживает мир между двумя сторонами. Заменить его невозможно, потому что миротворцы введены в ПМР по согласию Кишинева и Тирасполя. К тому же без Совета Безопасности ООН никакую другую операцию проводить здесь невозможно. Тем более, если на нее не согласна одна из сторон. Я думаю, что ни Молдавия, ни Румыния, ни Украина не заинтересованы в развязывании войны. Но никто не может гарантировать, что не будет психологического давления и провокаций.
– Российский контингент в Приднестровье, по сути, заблокирован со всех сторон. Как Москва сумеет обеспечить безопасность граждан, не только солдат, но и жителей ПМР, в случае обострения ситуации?
– Молдавия обязана пропускать наших миротворцев из Кишинева в Тирасполь в рамках ротации. Другое дело — наши войска, которые там охраняют склады. Проблема, конечно, есть и серьезная. Но я вспоминаю, что в западном Берлине после Второй Мировой войны было заблокировано больше миллиона населения, в том числе, американские, английские и французские войска. Тем не менее, американцы снабжали город и свои войска по воздуху. Я думаю, что у России есть возможность провести подобную операцию для своих миротворцев и для своих войск на территории Приднестровья.
Со дня на день в Кишиневе ждут Саакашвили. Обещал помочь в борьбе с коррупцией. Но ведь он – тот еще специалист. В основном, по части провокаций. Официально миротворческий формат в Приднестровье, как и в Южной Осетии, до августа 2008-го тоже считается трехсторонним. Но молдаване уже отказались от проведения совместных учений с "голубыми касками" России и Приднестровья. Пока это еще ни о чем не говорит. Но российские миротворцы, памятуя Цхинвал, на всякий случай, к молдавским солдатам спиной уже не поворачиваются.