Иностранные корпорации активизировали свою работу на Украине, и теперь все больше земель оказываются под их контролем. По данным Института Окленда (Новая Зеландия), иностранцы скупили уже 2,2 млн гектаров украинского чернозема. При этом в стране действует мораторий на свободную куплю-продажу плодородных земель.
Украина с 2004 года пытается разрешить свободную куплю-продажу земель сельхозназначения, однако эта инициатива блокировалась парламентом, который ввел соответствующий мораторий. Вопрос отмены моратория на продажу сельхозземель имеет широкий общественный резонанс.
Финансовый директор Центра стратегической конъюнктуры Александр Воробьев в эфире радио Sputnik обратил внимание на то, что западные корпорации давно "хитрым способом" скупают сельхозземли на Украине.
"На Украине примерно 32 млн гектаров плодородных земель – это треть всех пахотных земель Европы, более 2 млн уже скуплено западными корпорациями. Причем скуплены хитрым способом: либо через покупку доли в украинских предприятиях, либо через подставных физических лиц, либо через аренду на 49 лет. Основные игроки на украинском рынке – это пенсионные фонды США, инвестиционные европейские фонды. Низкий курс гривны позволяет им за бесценок скупать украинские земли. В смутные времена выгодно покупать за бесценок, чтобы потом перепродать. При этом украинский народ не получит ничего", – сказал Александр Воробьев в эфире радио Sputnik.
При этом, по его мнению, иностранцы сами рискуют от сомнительных сделок с украинской землей. Поэтому серьезных инвестиций в этом направлении Киеву ждать не стоит.
"На Украине непрозрачные правила игры, нужны реформы, необходимо открывать реестры собственности. Это требует времени и политической воли, но власти на это не идут. Поскольку реестры на Украине закрыты, формализовано только 5-8% собственности, то понять, кому что принадлежит, невозможно. Украина пытается найти новый ресурс, чтобы выйти на экономические высоты. Но все это "фейк" и "профанация". Тоже, что и мораторий на выплату иностранным государствам долгов", – считает эксперт.