Автор Михаил Шейнкман
Для Латвии в ее нынешнем состоянии отдать вакансию президента министру обороны – это, наверное, как раз то, что нужно. Не только потому, что из страны пытаются соорудить что-то похожее на неприступную крепость. А потому, что в этой республике шеф военного ведомства по долгу службы уже умеет ничего не решать. А для главы государства, судя по местной конституции, это и есть – основная профессиональная обязанность.
Поэтому под прикрытием американских танков и натовских самолетов министр обороны Латвии Раймонд Вейонис становится фаворитом предвыборной гонки. Она здесь не марафон – пять дней до 24 мая официальное выдвижение, а 3 июня уже первый тур голосования. Хотя у букмекеров нет уверенности, что все пройдет быстро. Вероятность победы Вейониса они оценивают в 31%. У его возможных конкурентов, правда, шансы еще меньше.
Политологи называют ситуацию в элитах неопределенной и не исключают появления среди уже известных фигур "джокера". Именно так, в последний момент, по сути, случайным продуктом неизбежности и компромисса, становились президентами и нынешний Андрис Берзиньш, и предыдущий Валдис Затлерс. Может быть, поэтому каждого из них и хватало только на один срок. С той лишь разницей, что Затлерса не выбрали повторно, а Берзиньш избежал этой участи самоотводом.
У Вейониса, впрочем, надежный плацдарм. Вторая по численности партия правящего большинства "Союз зеленых и крестьян" его выдвинула, а первая – "Единство" – поддержала. Но это все равно лишь 44, а не 51 из 100 – это президентский минимум. В альянсе есть еще 17 депутатов "Национального объединения". Однако никто не знает, как поведут себя националисты, надо полагать, затравкой к торгу с партнерами, уже выдвинувшие кандидатом своего человека. Не факт, что радикалы захотят вспомнить, что им уже достался один из постов руководящей триады – должность спикера.
Премьер Лаймдота Страуюма представляет "Единство". Поэтому "зеленый крестьянин" Вейонис с точки зрения поддержания баланса интересов внутри коалиции в кресле президента выглядел бы вполне уместно. Причем, судя по всему, именно с прицелом на это повышение при формировании правительства его не стали, по обыкновению, назначать министром окружающей среды (он был им на протяжении восьми лет), а вывели из глубокого тыла, буквально на передовую, коль скоро Латвия заставляет считать себя прифронтовым государством. Стране в качестве министра обороны он вряд ли мог помочь. Но с задачей не вставлять палки в колеса и гусеницы тяжелой американской бронетехники справился. А большего здесь и от президента не требуют.
Из Риги передает сопредседатель альянса русских партий Мирослав Митрофанов.
– Почему две ведущие партии правящей коалиции сошлись на кандидатуре Вейониса, и какова вероятность его избрания?
– Они сошлись на этой кандидатуре по той причине, что "Единство" (основная правоцентристская партия) желает за собой сохранить ключевую фигуру, а именно пост премьера. Прочие партии и "Национальное объединение", прежде всего, должны как бы знать свое место, по мнению "старших" членов коалиции. Правящие партии смогут договориться либо с оппозицией, либо с тем же "Национальным объединением" и все-таки избрать господина Вейониса президентом. Но для этого им придется пойти на какие-то кадровые или общеполитические уступки.
– Президент в любом случае будет продуктом компромисса правящих элит. Для Латвии этого достаточно, чтобы проникнуться к нему уважением? И так ли он в этом заинтересован, если исходить из той роли, которая ему отводится?
– Если президент собирается оставаться в дальнейшем в активной политике и не уходить на пенсию, а это случай Вейониса, потому что ему до пенсии еще далеко, то, безусловно, он должен каким-то образом завоевать уважение и со стороны общества, и со стороны политиков. Но для латвийской политической элиты господин Вейонис будет сложным президентом, поскольку он достаточно честолюбив, за ним нет какого-то компромата, то есть, на него сложно давить. Поэтому, если будет Вейонис избран, то в политической жизни страны возможны непредсказуемые изменения.
Раймонд Вейонис за заслуги перед отечеством мог бы въехать в президентский дворец на американском танке. Однако даже до Риги эти гигантские "Абрамсы", случись что, доползут едва ли. Не говоря уж о более труднодоступных местах. В Латвии нет никаких условий для передвижения этих машин. Сам же Вейонис как-то заявил, что заокеанская бронетехника "потонет в первом же болоте". Чтобы спасти ее от такого конфуза, транспортную инфраструктуру республики срочно, в прямом смысле, переводят на военные рельсы – приспосабливают железную дорогу к переброске массивного американского металла. Пока все эти 100 единиц бронетехники, включая шесть "Абрамсов", так и стоят мертвым грузом на базе "Адажи". Но ведь для того их и пригнали, чтобы стояли намертво.