Автор Павел Иванов
Визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи и его длительные переговоры с Владимиром Путиным и Сергеем Лавровым впечатлили многих. Особенно – итоговые заявления глав дипломатий о сугубо конструктивном и доброжелательном характере контактов, на которые уже никто в обозримой перспективе и не надеялся. Чуть ли не сенсацией стал комментарий Керри по поводу планов Петра Порошенко "отбить" донецкий аэропорт. Накануне украинский президент живописал, как они установят там памятник подвигу так называемых "киборгов", пытавшихся удерживать контроль над этим стратегическим объектом. В Сочи Керри прозрачно намекнул, что делать этого не стоит.
Есть ощущение, что Вашингтон решил свернуть с крутого маршрута бескомпромиссного давления на Москву и вступить с ней в более или менее приемлемый для обеих сторон диалог. Конечно, доверять американской дипломатии нужно с оглядкой. Полно случаев, когда обещания с ее стороны не выполнялись, а декларируемые уступки на деле были лишь тактическими ходами. Тем не менее, все больше признаков, что линия поведения США по отношению к России и украинскому кризису стала "разнобашенной", но в целом более взвешенной. А в Белом доме, Госдепе и других госорганах борются разные силы: радикальные и умеренные. Возможно, Соединенные Штаты всерьез испугало резкое сближение России с Китаем, к чему они сами в большой степени приложили руку. И по Украине американцы решили дать "задний ход". Возможно, они хотят каких-то уступок Москвы в отношении сирийского режима Башара Асада. А, может быть, в них просто возобладал здравый смысл и осознание того, что дальнейшая конфронтация с Москвой заведет в тупик и сам Вашингтон.
Подковерная борьба в американских политических кругах, если признать ее наличие, не обещает быть быстрой и легкой. Не напрасно главный "специалист" по Украине, заместитель Керри Виктория Нуланд не присутствовала на сочинских встречах своего шефа. Ее оставили, что называется, в "зале ожидания". И ждала она результатов переговоров, надо сказать, с недовольным и озабоченным видом. Зато уже потом, во время своего визита в Киев дала понять, что США не отказываются от поддержки Украины, хотя и призывают к соблюдению Минска-2.
Нуланд пришлось выслушать очередную порцию заявлений Яценюка о российской агрессии и необходимости помочь молодой украинской демократии. Но вопрос в том, что Вашингтон перестает быть довольным тем, как его помощь расходуется. Понятно, что многое в киевской повестке Нуланд осталось за закрытыми дверями, и "ястребы" в США свои позиции сдавать не собираются. Но в большом геополитическом "замесе", который американцы устроили через украинский Майдан, столкнулись по-настоящему глобальные интересы. Во многом они у Москвы и Вашингтона если не совпадают, то хотя бы соотносятся. И то, что обе стороны это признают, все более очевидно. А вот Украине ее кураторами уготована участь разменной монеты: здесь ничего нового нет. Вне зависимости от желания киевских властителей представлять ее в глазах населения самостоятельным игроком, а самих себя – успешными политиками западного толка.