Автор Ася Гром
В 1999 году аналитики ФБР составили портрет потенциального стрелка, который может стоять за трагедиями в американских учебных заведениях. Так эксперты пытались понять, что вынудило двух подростков напасть на школу в городке Литтлтон. Итог – 15 человек (в том числе и нападавшие) убиты, 22 ранены. Доклад назывался "Школьный мститель", и образ выглядел примерно так: 16-летний здоровый белый мужчина, который, однако, иногда обращался к психотерапевтам из-за проблем с общением. В семье этого человека, скорее всего, были психически нездоровые люди. И, конечно же, в его доме обязательно должно храниться оружие. Американские психологи предлагают более лаконичный образ: этот человек всегда нацелен на убийство и стремится к огромному количеству жертв, что опять-таки связано с трудностями в общении.
Американские школы куда чаще попадают в новостные сводки как места кровавой расправы, чем как центры обучения и воспитания. Стреляют в школах регулярно – подростки просто не могут иначе доказать свою правоту и хватаются за оружие, которое есть почти в каждом доме. Многие семьи серьезно озабочены своей безопасностью, правда, забывают о том, что безопасность обеспечивает во многом и правильное хранение уже закупленного оружия, предупреждает руководитель Московского правозащитного центра Михаил Салкин:
"Можно иметь огромный арсенал оружия, причем это могут быть, в том числе, и автоматические винтовки. Регулярную стрельбу в школах можно объяснить небрежностью хранения, популярностью оружия, особенно в южных штатах. И, конечно же, возрастающей агрессией, которая вызвана какими-то конфликтами. Агрессией, которая идет от компьютерных игр – там огромный арсенал оружия. Они все стреляют, для них это уже становится нормой. Соответственно, они не осознают, что в реальности все будет происходить совершенно по-другому. Это становится способом разрешения своих конфликтов. И, как правило, это все заканчивается трагедией".
Первые нападения на школы произошли еще в XVII веке, но за ними стояли чужаки. А в прошлом веке расстреливать начали сами ученики. XXI век стал для Америки временем самой настоящий бойни в школьных зданиях и на пришкольных территориях. 2001 год – два нападения, погибли 2 человека, ранены 14. 2003 год – 3 нападения, 4 погибших, 18 раненых. 2005 год унес жизни 10 человек, ранены 17. Кульминацией стало 14 декабря 2012 года. 20-летний Адам Ланца напал на школу Sandy Hook и расстрелял 26 человек, большинство из которых – дети 5-7 лет. Но первой жертвой стрелка стала его собственная мать, которая, кстати, и научила его обращаться с оружием. Его в доме была собрана неплохая коллекция. Фактически такая коллекция есть в доме у каждого второго американца, говорит руководитель Центра северо-американских исследований Института всеобщей истории РАН Владимир Согрин:
"Это серьезная проблема, потому что американские оружейные корпорации получают миллиардные прибыли. И они всегда пролоббируют закон, который защитит их права. По крайней мере, половина американцев привыкла к этому, они за свободу приобретения и пользования оружием. Конечно, большинство имеющих в своем доме оружие законопослушны. Но в условиях нынешней массовой культуры эта проблема усугубляется. Я не вижу никак признаков того, что эта проблема будет ослабевать. Она будет только усиливаться".
Не решаются и остальные проблемы, которые и приводят к подобным трагедиям. Среди них специалисты называют личные неудачи "школьных мстителей", которые психологи не в состоянии правильно интерпретировать, а, наоборот, пытаются их скрывать препаратами-психостимуляторами. Видя, что в мире взрослых сила всегда права, подростки готовы применять этот закон и в своей жизни. Негативную роль играют и компьютерные игры, которые учат убивать, а не искать пути уладить конфликты. Но главное – доступность оружия и простота хранения арсенала дома. Постоянно наталкиваясь дома на карабины и пистолеты всех мастей, подросток привыкает к мысли о том, что если его "прижмет" – решение уже готово.