Автор Ася Гром
Если кажется – стреляй. По такому принципу действуют американские полицейские, когда рядом с ними оказываются темнокожие подростки и взрослые. В интернете без труда можно найти записи этих преступлений. Как без труда можно угадать исход судебных разбирательств: полицейские невиновны.
Последний громкий скандал разгорелся прошлым летом в Фергюсоне, когда белые патрульные застрелили темнокожего подростка. В городе, где две трети населения – афроамериканцы, начались массовые беспорядки. На улицы вышли тысячи человек. Они обвиняли полицию в неоправданной жестокости и требовали справедливого суда. Полиция продемонстрировала в ответ полный арсенал – от резиновых пуль и слезоточивого газа до бронетехники и световых гранат. События в Фергюсоне стали еще одной иллюстрацией того, как выборочно работает американское правосудие, подмечает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
"Для США расовые волнения – это достаточно частое явление. И почти всегда причиной расовых волнений является жестокость полиции, поскольку среднестатистически мы видим, что в США гораздо больше случаев, когда при задержании чаще применяют насилие к "черным", чем к "белым". То же самое касается и количества арестованных, сидящих в тюрьмах, и приговоров".
Список расстрелянных полицейскими темнокожих граждан Америки пополняется постоянно. В первый день нового 2009 года в Окленде застрелен Оскар Грант, а его убийца, который и до этой трагедии регулярно издевался над мирными гражданами, после 11 месяцев тюрьмы вышел на свободу. В июле 2011 в Сан-Франциско расстрелян Кеннет Хардинг, который всего лишь не заплатил за проезд. Однако полицейские приписали ему применение оружия. В мае 2012 опять же в Окленде убит темнокожий подросток Алан Блюфорд: его желание убежать от полиции показалось стражам порядка очень опасным.
Пули "копов" настигают не только на улице: в 2012 году ими был убит в доме своей бабушки Грэхем Рэмарли. В июле 2014 в Нью-Йорке – отец шестерых детей Эрик Гарнер. Список можно продолжать дальше. Почти каждый раз полицейские объясняют свои действия одинаково: видели оружие, в нас стреляли, там были наркотики. И даже если это все опровергает видеозапись, стражи закона продолжают стоять на своем. Действует известное с пещерных времен правило сильного, замечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров:
"В определенных ситуациях право на стороне сильного, на стороне полиции, а не на стороне тех же чернокожих граждан, которые должны иметь право отстаивать свои интересы и права. Полиция без всякой на то необходимости применяет оружие на поражение – это стало приметой современной жизни США. Это становится обыденным явлением, даже не вызывает серьезных действий и заявлений со стороны политиков, а только возмущение локальных групп населения в отдельных городах".
Однако в ситуации, когда убийства происходят по всей стране, говорить, что волнения носят локальный характер, не приходится. Тысячи людей уже по всей Америке готовы объяснить полиции, что они тоже граждане этой страны и имеют право на жизнь, которое не должны отнимать по своему желанию полицейские. Однако пока о справедливости в Америке говорить не приходится, резюмирует Борис Кагарлицкий:
"По количеству наказаний темнокожая община в США тянет, что называется, более тяжелый груз, чем можно определить по количеству совершаемых преступлений. Условно говоря: то же самое преступление при всех тех же самых условиях среднестатистически все-таки оказывается более жестко наказанным, если нарушитель или преступник чернокожий".
Понятно, что Америка затягивает на своей шее самый настоящий узел проблем. Преступность среди необеспеченных слоев населения зашкаливает, а решением всех проблем остается оружие в руках полицейских. Ответная реакция со стороны темнокожих предсказуема. Но США пока не готовы признать, чем в некоторых случаях добрым словом можно сделать все-таки гораздо больше, чем добрым словом и пистолетом.