Автор Ася Гром
Революция в социальных сетях, баррикады в Твиттере, сходки в Фейсбуке. "Арабская весна" прочно связана с интернет-технологиями. Еще никогда раньше революционные задачи не приходили вместе с угуканием голубой птички Твиттера. Развитие событий показало, что пока социальные сети могут успешно использоваться лишь на начальном этапе революционных протестов. Однако американцам, которые активно обкатывали эти технологии на Ближнем Востоке, пока больше и не надо.
Арабская весна – это социальные сети в действии. Этот инструмент позволил в самые короткие сроки не только поднять разрозненные массы, но и распределить их по нужным движениям и организациям. Результат этой работы не заставил себя долго ждать в Тунисе, Египте и Йемене. Там масштабные акции протеста, на которые собирали призывы в социальных сетях, привели к отставке избранных глав государств буквально в один момент. В Сирии и Ливии одними протестами дело не ограничилось – пролилась кровь. Да и в других странах, например, в Иордании и Бахрейне, протестующие сумели добиться хоть и незначительных, но уступок со стороны властей. Говорить о том, что роли интернета в этих протестах не было, к сожалению, не приходится. Да, с одной стороны, факты показывают, что в странах "арабской весны" на момент начала волнений интернетом едва ли пользовался один процент населения. Но, с другой, нельзя забывать и о местном менталитете: информация должна стать достоянием не только одного пользователя, но и всех его близких, друзей и даже случайных прохожих. На это, видимо, и была сделана ставка, предполагает начальник сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев:
"Стратегия информационной войны очень внимательно относится к выбору объектов. Выбираются небольшие группы. Анализируется, как идет работа, какие у них социальные проблемы. Дальше это все активно анализируется и продолжается выработка стратегии ведения информационной войны с использованием этого небольшого плана".
Но у самих американцев этот план гораздо шире. И опыт "арабской весны" позволил Вашингтону ставить куда более амбициозные задачи, замечает профессор Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Захаров:
"Они вложили огромные деньги, их специалисты разрабатывали какие-то планы по развалу государств. Удалось сделать с Ливией, в Египте, большая борьба идет в Сирии. Но США – это еще и то государство, которое создает террористические государства. ИГИЛ – на их совести. Но дело в том, что они, вкладывая огромные деньги и собирая туда боевиков, думали, что все будет под их контролем. На самом деле, выпустив джина из бутылки, они не понимают, что назад он не возвращается. Он только требует деньги, а если не получает, то начинает действия по своим планам, которые не соответствуют планам США".
На эти грабли американцы уже наступали с "Аль-Каидой", но, похоже, даже собственный опыт их не учит. Обкатка интернет-революций на Ближнем Востоке не может не порадовать их отцов-основателей: механизм работает. А куда приведет эта работа в самое ближайшее время, в Вашингтоне не задумываются. А пора бы: одним из итогов "арабской весны" признан расцвет арабского сегмента в интернете.