Автор Ася Гром
Теракты 11 сентября в Нью-Йорке никак не повлияли на решение американцев начать военную операцию в Афганистане. Это сенсационное заявление было сделано главой центрального командования вооруженных сил США генералом Томми Фрэнксом в 2006 году. Вот так буквально в одночасье был поставлен крест на одном из военных мифов нашего века.
Операция в Афганистане преподносилась американцами как стремление наказать виновных в трагедии 11 сентября. Зная, как глубоко эта боль сидит не только в сердце американцев, но и миллионов иных жителей Земли, американские власти не скрывали своей решимости. Именно поэтому мотив возмездия и был выбран как ключевой, вспоминает эксперт Центра изучения современного Афганистана Дмитрий Верхотуров:
"Вторжение в Афганистан началось на волне терактов 11 сентября. Информационная накачка была настолько сильная, что она оправдывала любые действия. Какие цели они перед собой ставили? Даже сейчас, спустя годы, довольно трудно сказать, чего они конкретно хотели добиться. Вряд ли их серьезно беспокоило талибское государство. Скорее всего, они пытались таким образом улучшить свое стратегическое положение на Ближнем Востоке, хотели его как-то перекроить. Для этого был выбран Афганистан, как плацдарм, на котором можно закрепиться, чтобы дальше оказывать влияние на Ближний Восток".
Желание влиять на ситуацию в регионе у американцев появилось давно. Да и собственно идея обосноваться в Афганистане начала воплощаться в жизнь еще 2001 году. По иронии судьбы в августе и сентябре 2001 года Томми Фрэнкс как раз и пытался понять, как забросить войска в Афганистан. И делалось все это не для спасения афганского народа, а для решения куда более прозаичных целей: получить доступ к Каспию и возможность сильнее давить на Россию. Ну и, конечно, установить контроль за оборотом наркотиков, поступающих из Афганистана на рынки мира. Но все это не афишировалось, а для начала вторжения был найден свежий повод, отмечает старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Михаил Рощин:
"Правительство талибов, а талибы на тот момент контролировали Кабул и большую часть страны, отказалось выдавать бен Ладена и других представителей "Аль-Каиды", чего добивались американцы. Информационная подготовка шла в этом плане. ООН непосредственно в этом не участвовала, то есть нельзя сказать, что присутствие натовских сил обеспечивалось с помощью поддержки ООН. Здесь можно говорить о том, к чему пребывание американских войск привело. Талибы как были, так и остались, гражданская война, экономика находится в плачевном состоянии".
Довольно скоро стало понятно, что из всех целей достигнута только одна: афганские наркотики теперь под надежным контролем американских военных. Но неожиданно вышло так, что в выигрыше оказались определенные силы внутри Афганистана, резюмирует Дмитрий Верхотуров:
"Вмешательство США сыграло на пользу больше внутренним афганским силам, чем США. Они создали условия для того, чтобы консолидировать антиталибские силы, которые, собственно говоря, их потом задвинули на периферию. Американцы своим военным вмешательством создали условия для того, чтобы им собраться вместе и усилиться. В итоге американцы сработали больше в интересах Афганистана".
Сейчас в Афганистане находится 10 тысяч американских военных и 3 тысячи натовцев. К концу 2016 года они должны покинуть страну. Но итоги всей операции понятны уже сегодня: американцы не сумели достичь поставленных целей, а движение "Талибан" заявляет о своей победе. Теперь у американских политиков остается полтора года, чтобы подготовить журналистов к живописанию победного возвращения военных, тщательно вымарывая из историй то, как это было на самом деле.