Автор Мария Весновская
Россия и Китай строят обновленную модель в современном мире. События последнего года показывают: старые связи между Европой и Америкой, Европой и Россией и многие другие постепенно отмирают. Однако пока только Москва и Пекин стараются перейти на новую систему отношений с учетом изменяющегося мира.
Работа в рамках ШОС – один из способов упрочить эти связи. Организация на сегодня представляет собой механизмы, которые охватывают фактически все стороны жизни: экономику, политику, культуру, науку. Неудивительно, что такой подход становится привлекательным для соседей. Ведь в ШОС речь идет не только о планах на будущее: сегодня организация уже может предъявить конкретные результаты совместной работы. Это объясняет желание других стран стать частью теперь уже мирового процесса, подчеркивает ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Андрей Иванов:
"Сейчас мы видим огромное внимание к ней со стороны стран региона: Индия, Пакистан, Иран, Афганистан. Сейчас – Турция. На последнем мероприятии, которое проходило в Ханты-Мансийске – это был форум экспертов ШОС – ученых из различных организаций, которые занимаются проблематикой стран ШОС, присутствовал представитель Турции. Хотя Турция и говорит, что она пока не готова к присоединению к ШОС в качестве наблюдателя, но, тем не менее, интерес к этой организации в Турции сейчас заметен. Мы можем говорить о том, что ШОС стала заметным явлением на международной арене, с ней нельзя не считаться".
Конечно же, как в каждой организации, у ШОС есть и свои локомотивы – Россия и Китай. И здесь следует отметить, что Пекин проявил достаточно терпения, чтобы теперь стать ключевым партнером Москвы, замечает российский экономист Владимир Рожанковский:
"Россия для Китая – приоритетный рынок, потому что Америка далеко, а Россия – здесь, под боком. С точки зрения Китая, Россия была очень далеко, потому что все трубы были направлены на Запад, и Китай понимал, что пока Россия торгует газом исключительно с Западной Европой, то право первого свидания будет для Западной Европы".
Но сегодня у России и Китая есть очень много точек соприкосновения, а, значит, сотрудничество будет только расти, уверен Владимир Рожанковский:
"У Китая есть амбиции по поводу исследований в Арктике. У Китая самое большое население в мире. И они прекрасно понимают, что для того, чтобы это население дальше развивалось, им необходимо развивать ресурсы, развивать сырье. Ну а для России, естественно, важны те рынки, которые находятся в Юго-Восточной Азии, поскольку это традиционные рынки сбыта российской продукции. В частности, помимо вооружения, это атомная энергетика. Идет очень плотное сотрудничество, например, с такими странами как Индия и Иран. И, по всей видимости, Китай тоже будет переходить на стандарты российской атомной энергетики. И будет отказываться от угля и от всех загрязняющих технологий".
Что же касается работы в рамках ШОС, то она является просто закономерным продолжением двустороннего сотрудничества. Выработка единых позиций по международным вопросам во многом становится проще именно благодаря уже достигнутым двусторонним договоренностям. Страны ШОС активно реализуют общую политику и в сфере экономики, и в сфере безопасности. Одновременно укрепляется и положение каждого участника в мировой системе.
При этом можно со всей уверенностью говорить, что ШОС намеренно проводит независимую политику: ведь просьба США поприсутствовать на заседаниях в роли наблюдателя была отклонена. Вежливо.