Автор Михаил Шейнкман
Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев сутки молчал. Парламентская коалиция признает, что замены у нее нет. Даже оппозиция в недоумении. При этом отставку премьера Джоомарта Оторбаева называют предсказуемой. И вроде бы, на самом деле, предвещало. Кабинет с весной начал распускаться – терять министров. Его глава из-за расхождений с депутатским большинством во взглядах на управление золотоносным "Кумтором" тоже предупреждал, что может уйти. Но что-то все-таки не сходится. Даже, если допустить, что Оторбаеву не удалось отстоять свой вариант по ключевому и самому прибыльному в стране предприятию. Ведь манипуляции с драгоценным рудником в Киргизии – это обычное дело. Чем бы оно ни заканчивалось, оно не заканчивается. Должно было произойти что-то более чрезвычайное, чтобы премьер добровольно отказал себе в удовольствии вписать свое имя в историю государства вместе с автографом под присоединением к ЕАЭС. Тем паче, что это именно он, может быть, даже в большей степени, чем кто-либо еще, выступал активным сторонником вступления Киргизии в Евразийский экономический союз. Уйти, когда до эпохального события осталось пару недель, это надо сильно захотеть. Или, чтобы этого захотел кто-то другой.
В этой стране этим кем-то может быть только один человек. Тот, кто отставку пока не принял. Хотя Оторбаев своим демаршем и президенту планы спутал. По крайней мере, на 9 мая. Премьеру надлежало принимать Парад Победы в Бишкеке в то время, когда глава государства смотрел бы на него в Москве. Теперь президенту и с этим надо что-то делать. Это называется – удружил. А, ведь, казалось, между ними не было разногласий. Оторбаев в политику не лез, много на себя не брал, амбиций не выказывал. По конституционному статусу мог позволить себе и большую активность. Но вел себя так, словно Основной закон, закрепляющий приоритет премьера, не для него писан. Для президента. И, похоже, в этом случае того молчание – это знак несогласованности киргизского двора. Хотя, может быть, это только должно так выглядеть.
Если появилась мысль сделать из Оторбаева самостоятельную политическую личность, то только такой его отставка и должна была быть: пусть ожидаемой, но громкой, с трибуны парламента сразу после отчета за первый год премьерства. Между прочим, не самый плохой год. Он уходит практически незапятнанным. И делает это так, чтобы не требовалось иной иллюстрации. Получилось эффектно. Такое запоминается. Гораздо больше слов в стиле римских консулов "я сделал все, что мог, пусть, кто может, сделает лучше". Даже если кто-то и может, не успеет. Осенью в Киргизии – парламентские выборы. Это значит – новый состав, новая коалиция, новое правительство. Возможно, чтобы все было по-старому, Оторбаев и ушел сейчас. Народ таких любит. Решительность, честность, пренебрежение к должности. То, что надо, чтобы освежить отношение к правящей партии. Он же заявил, что хочет встряхнуть ветвь власти, а не спилить сук.
Из Бишкека – политолог Марс Сариев.
– Почему премьер Оторбаев не дотерпел до 9 мая? Мог же войти в историю, подписав Соглашение по ЕАЭС, а уже потом выйти из правительства.
– Я думаю, что связано с парламентскими выборами. А итоги парламентских выборов потом определят, кто будет президентом. Уже и президентские выборы скоро. Поэтому и произошли такие "кульбиты". Дело в том, что в мае уже невозможно будет менять кабинет министров. Начнется парламентская гонка и будет поздно. А сейчас, если быстро сформируется кабинет министров, то никаких препон не будет. Документы практически готовы. Нужен только действующий премьер-министр.
– Прежде, по крайней мере, со стороны ничего не указывало на то, что между президентом Атамбаевым и премьером Оторбаевым существуют какие-то расхождения. Можно ли предположить, что и эта отставка как-то согласована?
– Я думаю, что Оторбаев прекрасно понимал, что его время ограничено. А сейчас пост премьер-министра важен для парламентских выборов. Я думаю, это важнее, чем "Кумтор" и другие вопросы, которые поднимались. Это всего лишь повод. А проектировалась ситуация таким образом, чтобы пришел новый премьер-министр, который мог бы работать адекватно обществу.
Отставка Оторбаева, скорее всего, это хорошо продуманный тактический уход. Причем, не исключено, шаг назад и два вперед. Президента здесь выбирают всего на один срок. И у нынешнего он истекает в 2017 году. К авторитету Атамбаева пока и близко никто не подбирается. Но, в том числе, и потому, что тот же Оторбаев работал на него, а не на себя. Он, правда, сказал, что хочет дать дорогу молодым. Но в правительстве. А для президента 60 – это как раз то, что надо.