Автор Ольга Бугрова
Четыре тяжелых года разделяют трагически-суровый плакат "Родина-мать зовет!" и плакат праздничный, с веселой частушечной подписью: "Красной Армии метла нечисть вымела дотла". За это время сотни работ советских художников стали ответом на призыв "Все для фронта, все для победы!"
С самого начала Великой Отечественной войны в СССР был налажен выпуск агитационных плакатов "Окна ТАСС". Первый – "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" – появился в Москве уже 24 июня 1941 года. Его авторы – легендарные Кукрыниксы: художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов. Вместе с блестящим карикатуристом Борисом Ефимовым и поэтом Самуилом Маршаком они вошли в "почетный" список личных врагов Гитлера.
Плакаты "Окон ТАСС" знала вся страна. Размноженные в уменьшенном формате они доставлялись на фронт, с самолетов разбрасывались над оккупированными городами и селами. Художники работали сутки напролет. Эта работа шла в нескольких советских республиках, в том числе в Киргизии и Узбекистане, и в нескольких российских городах. Кроме Москвы, "Окна ТАСС" выпускались в Казани и даже блокадном Ленинграде. "При этом, – подчеркивает сотрудник Музея современной истории России Вера Панфилова, – в Ленинграде преобладали антифашистские сатирические плакаты":
"Там особенно сатирические были необходимы – солдаты и матросы очень их ждали. Как ни странно звучит, в блокадных 41-м, 42-м, 43-м ленинградцы еще и смеялись. Это фантастическая страница нашего изобразительного искусства, когда изможденные люди, умирающие от голода, создают такие вещи! Более того, они для своих творческих наблюдений выезжали на фронт, а многие из тех, кто работал над ленинградскими "Окнами ТАСС", были боевыми корреспондентами или художниками объединения "Боевой карандаш", созданного еще в 40-м году".
Вторым важнейшим центром объединения художественных сил стала Студия военных художников имени Грекова. С началом войны ее творческий состав разделили надвое. Одна часть отправилась вместе с маршевыми ротами на фронт, другая была приписана к многочисленным агитационным пунктам. В каждом из них специально для рассылки в воинские подразделения издавался "Листок красноармейца" и, конечно, выпускались плакаты: "Отстоим Москву", "Дойдем до Берлина" – известнейшие из работ "грековцев". По оценке директора студии Андрея Соколова, "одинаково необходима была работа и тех художников, которые ушли на фронт, и тех, кто стал сотрудником агитационных центров":
"Плакат поднимал дух солдата. Тяжело было, люди гибли. И, по сути дела, эти наши произведения давали силы, уверенность в победе. Война сроднила художников с армией, сблизила их в момент наивысшего подъема духовных и физических сил. Зарисовки ее эпизодов, фронтового пейзажа, портрет, сделанный с натуры, любой набросок –— все это летопись Великой Отечественной".
Задачей художников на фронте было по-корреспондентски оперативно фиксировать обстановку. Ежедневные издания требовали их регулярных "художественных отчетов". Позднее вся эта фронтовая графика становилась основой крупных живописных произведений. Таких, например, как картина Анатолия Горпенко "Бой у деревни Крюково", или знаменитое полотно Петра Кривоногова "Победа".
Уже после войны один из художников студии – Николай Жуков работал на Нюрнбергском процессе, во время которого сделал более четырех сотен портретных рисунков. Уникальная графическая серия была опубликована в журнале "Огонек" с сопроводительным словом художника: "Я рад, что мне удалось видеть и зафиксировать этот важный исторический процесс, являющийся результатом борьбы моего народа с ненавистным фашизмом".