Автор Мария Весновская
Европа готовится к потерям. По предварительным подсчетам, потери от санкций могут облегчить европейский "карман" на 300 млрд долларов. Конечно, можно в этом видеть и положительный моменты: еще осенью говорили о триллионе евро.
Политические амбиции вместо решения экономических проблем. Так все чаще характеризуют действия европейских политиков европейские же бизнесмены. Крупнейшие из них – из Германии, Франции и Италии – вынуждены признать, что санкции в отношении России лишили их до трети доходов. Именно поэтому многие бизнесмены предпринимают самые разнообразные попытки сохранить связи с российскими партнерами. О желании закрепиться на рынке заявляют, например, французы. И их интересует не только ритейл, а АПК, логистика, фармацевтика и даже энергоэффективность.
Одновременно деловые круги ищут способы разбудить политиков и заставить их увидеть реальный мир. Однако многие бизнесмены сомневаются, что им это удастся, и поэтому ищут обходные пути. Которые, как учит житейский опыт, во многих случаях вполне эффективны, замечает председатель правления Русского Международного банка Евгений Ретюнский:
"Есть свои лоббистские органы, есть промышленные союзы, есть торгово-промышленные палаты. Если бизнесмены хотят, им надо активней лоббировать через эти структуры. Я думаю, что большинство пытается решить проблемы окольным путем, потому что не думаю, что они верят, что в настоящий момент возможны отмена или смягчение санкций".
Радуют инвесторов и российские бумаги. Если 2014 год был непростым для российских акций, облигаций и сырьевых товаров, то теперь все меняется. Наиболее оптимистично складывается картина мира для тех, у кого в портфеле есть корпоративные облигации России. Например, доходность этих бумаг в 2015 году составила 7,3%. Имея свободные средства, настоящие бизнесмены сделают все, чтобы они работали и приносили доход, а, значит, российские бумаги остаются в поле интереса инвесторов, несмотря ни на что, отмечает российский финансист Юлиан Лазовский:
"Российские бумаги всегда пользовались интересом, потому что это достаточно высокодоходный инструмент для размещения свободной ликвидности. К тому же, доходность сейчас выросла, поскольку выросли все ставки: учетная ставка ЦБ, ставки по вкладам. И параллельно с ними растут, в том числе, и проценты по облигациям, потому что облигации – это один из способов заимствования компании, привлечение денег на свои текущие нужды".
Кстати, масла в огонь подливает и известный американский финансист Джим Роджерс. Он назвал Россию наиболее привлекательным рынком для себя. В 1973 году вместе с Джорджем Соросом Роджерс основал Quantum Fund. Бумаги фонда за десять лет выросли на 4200%, а вот индекс в S&P (клуб избранных американских компаний) дотянулся всего до 47%. Да и с финансовым кризисом в США он угадал.