Автор Мария Весновская
Эксперты начинают подводить итоги правления Барака Обамы. И многие говорят, что при этом хозяине Белого дома самое богатое ведомство страны добилось небывалых успехов в размахе коррупции.
Генерал Дуайт Эйзенхауэр еще в середине прошлого века видел, что в стенах Пентагона неразрывно слились высокопоставленные военные и крепко сидящий военно-промышленный комплекс. Не только видел, но и предупреждал об опасности подобного союза.
Со времени окончания Второй мировой войны расходы Пентагона с каждым годом только росли. Иногда это делалось под реальные военные операции, иногда приходилось срочно лепить образ врага. Военная промышленность никогда не жаловалась на отсутствие заказов, а, значит, лоббисты в высших политических кругах могли долго рассуждать о том, как им удается обуздать безработицу в стране. Но плох тот политик, который, находясь в высоком кресле, не решает своих проблем и проблем своих близких друзей. Решать проблемы, опираясь на Пентагон, начали еще во времена войны во Вьетнаме. Изначально эти механизмы использовались во имя благих целей, а потом было решено не отказывать себе ни в чем, отмечает военный эксперт Михаил Тимошенко:
"Вот с применением аутсорсинга у американцев дело пошло хорошо. Впервые они применили его во время войны во Вьетнаме, потому что обеспечить снабжение группировки свежими продуктами было очень трудно. Ну как-то американские желудки трудно переносят, не любят сухпайков. Но вот пост министра обороны занял Дик Чейни – человек из бизнеса. Видимо, товарищи бизнесмены ему сказали: Дики, что ж ты делаешь, ты стоишь на бурдюке с деньгами, а мы не можем из него глотнуть. И началось. Ирак. До сих пор не могут подтвердить расходы на 33 млрд долларов: аутсорсинговые фирмы, которые должны были рассчитать ремонт зданий, сооружений, строительство госпиталей, школ. Афганистан – история точь в точь такая же".
Кстати, даже трагедия 11 сентября 2001 года была использована Пентагоном в своих интересах. В результате в администрации Буша расходы на оборону просто не контролировались. Единственное, что контролировалось – это правильная подача нужных лозунгов, призванных поддерживать и нагнетать в обществе чувство угрозы. Не замечать, что происходит в Пентагоне, научилась и администрация Обамы. Но время от времени выплывали интересные детали: то молотки покупались за 100 долларов за штуку и солярка по 500 долларов за галлон, то военные автомашины зачем-то обеспечивались запчастями аж на 20 лет вперед. А то в утиль идет компьютерная система, которая отслеживает запасы и автоматически создает документы, а вместо нее ставят новую, которая ничего этого делать не умеет.
Очень редко, правда, виновники подобных растрат оказываются в суде. Но их деяния должны быть выдающимися. Так, организатор крупнейшей за всю историю американских госконтрактов в вооруженных силах мошеннической схемы (на сумму 30 млн долларов) был приговорен к 19 годам и 7 месяцам тюрьмы. Подобные случаи единичны и, скорее всего, призваны не навести порядок, а просто отвлечь внимание от истинных масштабов коррупции, считает доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кира Сазонова:
"Деньги, которые проходят через Пентагон и через военно-силовые ведомства. У американцев самый большой военный бюджет – порядка триллиона в год и даже больше.
Как-то особо не афишируется и роль американских военных баз в развитии мирового наркотрафика. Одной из целей войны в Афганистане стал контроль над производством и распространением героина. Последнее американским военным удалось наладить гораздо лучше, чем борьбу с мировым терроризмом. Сегодня три четверти мирового рынка наркотиков занимает афганский героин, выращенный под американским контролем.