Автор Михаил Шейнкман
В США теперь есть свой "черный вторник". И о нем никак не скажешь "афроамериканский". При всей любви к политкорректности и уважении к местному президенту. Тем паче, что и он ушел в тень прямо во время совещания в Овальном зале. 7 апреля 2015 года Штатам, с их тягой к преувеличениям, следовало бы назвать днем американской отключительности.
Белый дом, Капитолий, Минюст, Госдепартамент – вся власть единственной, как они считают, мировой сверхдержавы на два часа погрузилась в кромешный мрак из-за банального скачка напряжения в сети. На полуслове прервались традиционные брифинги в Администрации президента и в Госдепе. Первая леди Мишель Обама на одном из выставочных мероприятий вообще не успела ничего сказать из-за внезапного "спецэффекта". Остановилось метро. Без электричества остались районы в центре Вашингтона. Все эти кадры еще непременно войдут в блокбастеры Голливуда или, по крайней мере, вдохновят сценаристов на новые опусы про Апокалипсис.
Сейчас это был не он. Но все-таки — откровение. "Мы не думали, что органы управления могут быть настолько уязвимы", — не скрыли растерянности в Пентагоне, задача которого, в том числе, обеспечивать абсолютную безопасность объектов номер один. А, ведь, никто их даже пальцем не трогал. Причиной перебоев со светом в столице мог быть взрыв или пожар на электроподстанции в южной части штата Мэриленд. Но никак не теракт — сразу попытались успокоить сограждан спецслужбы. Хотя, скорее, повергли их в еще большее уныние. Уж слишком очевидной оказалась незащищенность главных зданий страны. Причем, без всякого вмешательства извне. Теперь и думать боятся, что будет, если оно все-таки произойдет.
Тему продолжит эксперт-американист Юрий Рогулев.
— Неужели американская администрация настолько беззащитна, что ее может вывести из строя всего лишь скачок напряжения? В самих Штатах уже говорят, что такое могло произойти только при Обаме. Согласны?
— Все-таки проблемы безопасности и уязвимости в работе тех или иных органах правительства относятся к разряду чувствительных вопросов, которые поднимаются и обсуждаются определенными политическими кругами тогда, когда это выгодно им. Понятно, что система безопасности не создавалась правительством Обамы. Эта система многолетняя, эшелонированная. Но обвинения в недостаточных усилиях по защите интересов Соединенных Штатов и национальной безопасности правительством Обамы — это стандартное обвинение американских консерваторов. Поэтому любое проявление каких-то проблем – для них это выгодно. Они могут это в свою копилку обвинений добавлять.
— Но и опросы убеждают, что далеко не все американцы уверены в собственной безопасности. Почему, если США тратят больше всех на оборону?
— Такое мнение у людей формируется под влиянием и СМИ, и тех же политиков. То есть, в этом плане оно является управляемым. Конечно, в последнее время и особенно в последний месяц, вопросы, связанные с национальными интересами США и их безопасностью, в том числе, и вспышка терроризма, и появление "Исламского государства", и обострение отношений на Ближнем Востоке, и даже обострение с Израилем, в большей степени привлекают внимание американского общества. И создается ощущение, что Соединенные Штаты оказываются в каком-то окне уязвимости.
Любопытно, что за пару дней до аварии в Вашингтоне в интервью британской "Таймс" проамериканский президент Эстонии Ильвес, рассуждая о российской угрозе, предложил даже кибератаку считать актом агрессии со всеми вытекающими из него военными последствиями согласно пятой статье НАТО. И, как знал, в качестве условного примера привел виртуальное вмешательство именно в работу электростанции, которое сравнил с бомбой. Это, конечно, не значит, что в США ухватятся за его предусмотрительную версию. Но в том мраке, что у них царит, привидеться может все, что угодно. Или, точнее, все, что пожелаешь. Ведь темной для поиска черной кошки у них была даже не комната, а целый дом, который лишь внешне оставался Белым. Выйдя из сумрака, Обама тут же обвинил российских хакеров во взломе Администрации президента и Госдепа. Хотя и проникновение было в прошлом году, и то, что это была рука Москвы, до сих пор не доказано. Но информацию запустили именно сейчас. Официально с концом света ее никак не связали. Но это и не обязательно. Обстоятельства места и времени подобраны так, чтобы люди сами додумали. Хотя эти два часа затмения предоставили им, пожалуй, уникальную возможность заглянуть внутрь системы. И увидеть, что там – темнота.