Автор Михаил Шейнкман
Президент Чехии указал послу США на дверь. Это вход в резиденцию главы государства – Пражский град. И он для американца теперь закрыт. Так Милош Земан отреагировал на комментарий Эндрю Шапиро к его поездке на Парад Победы в Москву. И добавил при этом, что не может представить, чтобы чешский посол в Вашингтоне советовал президенту Соединенных Штатов, куда ему ехать. Хотя представитель Госдепа даже не советовал, а грубо отчитывал. В интервью местному телевидению он заявил, что присутствие президента Чехии на Красной площади 9 мая приведет к "дискредитации позиции Запада по Украине", а само это решение обозвал "недальновидным".
Земан спорить не стал. Во-первых, что это за позиция, если ее дискредитирует порядочность. Во-вторых, не надо далеко смотреть, если иной раз полезней оглянуться назад. В-третьих, уже все сказал, когда назвал свое участие в победных торжествах данью памяти 150 тысячам советских воинов, павших при освобождении Чехословакии от фашистов. Впрочем, если раньше он отмечал, что его поездка в Москву является выражением благодарности за то, что в Чехии не должны сейчас говорить по-немецки, то после такого американского вмешательства вполне может дополнить, что и по-английски. Хотя за это Земан, прежде всего, должен благодарить себя. Только-только Пентагон своей "драгунской прогулкой" по Европе показал чехам, кого им надлежит считать "освободителями". А их президент все одно за старое: "как освободители к нам пришли в 45-ом советские солдаты, кто заявляет обратное, тот элементарно не знает истории".
Шапиро, правда, на это и не претендует. Ему, ведь, не знать историю, а делать ее поручено. Или, точнее, переделывать, если что-то идет не так. Или кто-то едет не туда. Он без всякой дипломатии раскрывает истинного заказчика всего этого "антипобедного" воздержания Европы. Посол Германии, скажем, не осудил же Земана за Москву. Видимо, лавры Джеффри Пайетта, ставшего в Киеве хозяином положения, не дают спать всем его коллегам по Госдепу. Они никогда с аборигенами не церемонились. Но после удачного Майдана вышли на новый уровень пренебрежения. Для них, если Украина це Европа, то и Европа це Украина.
Хотя здесь далеко не везде берут под козырек, услышав команду из посольства США. Тем паче, если она предписывает низость. Один в Сербии давил на руководство, принуждая отказать в приеме Владимиру Путину в честь освобождения Белграда от фашистов. Второй Венгрию пробовал приструнить за близость с Россией. Третий на Кипре, пытаясь иронизировать над контактами президента с Москвой, получил статус "без пяти минут персона нон-грата". И каждый раз вмешательство послов США заканчивалось оплеухой для американской дипломатии. Но ее, похоже, даже могила не исправит. Потому что нельзя исправить то, чего нет.
Тему продолжит замдиректора Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
— Американскую дипломатию еще раз поставили на место. На этот раз президент Чехии. Вот эти пощечины хоть чему-нибудь способны ее научить?
— Я думаю, что это урок осторожности, который они должны извлечь из этой ситуации, поскольку они давно хотели показать, кто является хозяином Европы. Но получилось, что есть какое-то сопротивление, и это сопротивление может и нарастать. Причем, оно может носить характер как сопротивления правительств, так и общественного движения. В любом случае, для США наступает сложный период в европейской истории. Период, когда им не все дозволено. Период, когда к ним будут относиться более жестко, более критично. В том числе и когда они запрещают ехать на парад в Москву крупным политикам. Это связано еще и с тем, что они не могут предложить европейским странам никакого выгодного экономического проекта. Это как раз "Ахиллесова пята" американской политики. Американская экономика-то вроде бы растет, но на Европу этот рост никак не проецируется позитивно – только одни проблемы. Поэтому возникает желание у таких классических политиков дать отпор на всевозможные указания, которые дают американские чиновники в Европе.
Если президент Чехии в американской табели о рангах – кот, который гуляет сам по себе, то глава Словакии для них – просто Киска. И ластится, и мурлычет, и территорию метить не мешает. А на Россию фыркает – Прибалтике фору даст. 4 апреля в День освобождения Братиславы от фашистов захотел возложить цветы к мемориалу советским воинам так, чтобы не пересечься с прибывшим на мероприятия Сергеем Лавровым. Но был освистан народом. Люди выступили против разрушения славянского братства и членства в НАТО. В стране подозревают, что президент, вопреки общественному мнению, так же скрытно, как венок к памятнику, попытается и Словакию приладить к альянсу. Лишь бы услышать от его хозяев: "Все правильно, Киска". Как это у американцев: "all right, Pussy". Или, как бы сказали у нас, pussy riot.