Автор Илья Харламов
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы в ряде западных стран, в силу разных политических причин, активизировались силы, пытающиеся переписать итоги Второй мировой войны и принизить значение СССР и России, как его правопреемницы, в победе над самой страшной "чумой" 20 века. Результаты этой работы видны невооруженным глазом — в США, Европе, а также на Украине, сполна пострадавшей от гитлеровского нашествия, вновь расцветают ультранационалистические движения, в основе идеологии которых — собственное превосходство, презрение и ненависть к "неправильным" гражданам. Впрочем, эти "неправильные" кое-где вообще не имеют гражданства.
Подвиг советского народа, непреодолимой стеной вставшего на пути Гитлера, понесшего самые большие потери в ходе Второй мировой войны и в итоге спасшего Европу, сегодня ставится под сомнение. Уничтожаются и оскверняются памятники, переписываются учебники истории, создаются произведения искусства, в которых проводится "правильная" линия освещения трагических событий середины прошлого века. А вот роль, к примеру, США или Великобритании, которые, конечно, внесли свою немалую лепту в победу над нацизмом, разного рода политиканы пытаются сделать ключевой. И это несмотря на то, что существуют факты, связанные с затягиванием открытия Второго фронта, а также географией сражений, в которых участвовали союзники. Очевидно, что главные удары брала на себя Красная армия, а ее победы обеспечивал тыл, в котором денно и нощно трудились миллионы советских людей. Однако факты интересуют далеко не всех. К примеру, не так давно глава МИД Польши Схетына заявил, что концентрационный лагерь в Освенциме освобождали украинцы, а праздновать День Победы нужно не в Москве, а в Берлине. Про оккупацию Советским Союзом Украины говорил во время визита в Германию украинский премьер Яценюк.
В Верховную раду внесен законопроект "О Дне памяти и примирения", предлагающий отменить празднование Дня Победы 9 мая. И подобные, с первого взгляда абсурдные, но на самом деле хорошо просчитанные заявления, в последнее время звучат все чаще. Таков политический тренд — вновь сделать из России главную мировую угрозу и забыть о ее важнейшей роли в истории 20 века. В соответствии с этим трендом в российскую столицу 9 мая не приедут многие из тех, кто в силу элементарной исторической благодарности и памяти должны были бы стоять на Красной площади. Говорит преподаватель факультета государственного управления МГУ Павел Тарусин:
"Прошло 70 лет после войны, и ландшафт политический и экономический изменился. Германии надоело вечно нести тяжесть вины за войну. Ее международная роль не соответствует экономическому и политическому могуществу. Поэтому вопросы истории отрабатываются с точки зрения реализации каких-то национальных и государственных интересов. История может интерпретироваться по-разному, с точки зрения этих самых интересов".
Политолог, публицист Евгений Бень считает, что сегодня возник очевидный водораздел, и правота России в нынешней ситуации противостояния с Западом проявляется в ее жесткой антифашистской линии:
"Мы хорошо знаем выступления главы польского МИД, знаем про шествия неофашистов в Латвии и Эстонии. Известны высказывания в американской прессе по поводу того, что Парад Победы надо проводить не в Москве, а в Киеве. Эти высказывания — игра с огнем. Потому что в угоду политической конъюнктуре, противостоянию с Россией возникает целая тенденция фашизации и в США, и в Европе. Тенденция очень тяжелая и опасная".
Выступая на недавнем заседании оргкомитета празднования 70-летия Победы, президент Владимир Путин обратился с призывом твердо противостоять попыткам фальсификации истории. По его словам, они направлены на то, чтобы подточить силу и моральный авторитет России, лишить ее статуса страны-победителя со всеми вытекающими из этого международно-правовыми последствиями, разделить и рассорить народы, использовать исторические спекуляции в геополитических играх. Пример Украины, увы, свидетельствует, что эти попытки при соответствующем финансировании и политической поддержке приносят свои горькие плоды. Европа вновь стоит перед нравственным выбором. На одной чаше весов — самодовлеющий комфорт, одним из условий которого стал отказ от исторической истины, которая стала неудобна и даже опасна для многих карьеристов от политики и сил, заинтересованных в существовании однополярного мира. А на другой чаше то, что Солженицын сформулировал предельно четко и кратко: жить не по лжи.