Автор Михаил Шейнкман
Британский премьер Дэвид Кэмерон уходит. Пока — только от прямого телестолкновения со своим главным соперником — лидером лейбористов Эдом Милибандом. Но это может решительно повлиять и на результаты парламентских выборов 7 мая. По опросу телекомпании Sky News, 79% британцев негативно относятся к политикам, которые отказываются от дебатов в формате "один на один". А ведь, по данным социологов, тори опережают извечных противников всего на 2%. Хотя некоторые с таким же преимуществом ставят на первое место уже оппозицию. Она-то постарается преподнести избирателю это премьерское малодушие, как следует: "Кэмерон увиливает от дебатов, прячется от публики", — заявил Милибанд. А так называемая "третья сила" — партия независимости Великобритании Найджела Фараджа обвинила премьера в трусости. Здесь напомнили, что еще в прошлом году он утверждал, что полный предвыборный контакт в прямом эфире способствует развитию демократической системы. Значит, отказом от него он, получается, этому развитию вредит.
Кэмерон, впрочем, не отрицает теледискуссии вообще. Но первых лиц всех семи политических партий. И чтобы до 30 марта, то есть, до официального начала избирательной кампании и, соответственно, до опубликования консерваторами своей предвыборной программы. Видимо, чтобы успеть подкорректировать ее работой над вскрытыми конкурентами ошибками. А их, говорят эксперты, слишком много, чтобы рисковать имиджем в очном поединке с известным краснобаем и острословом Милибэндом. Для Кэмерона это будет сущий Эд. Тем паче, что все прекрасно помнят, как блекло и неубедительно премьер выглядел на первых в британской истории предвыборных теледебатах в 2010 году. Хотя пять лет назад за ним еще не плелся шлейф таких противопоказаний.
А сейчас одного только шотландского референдума о независимости хватит, чтобы отнести его к разряду побочных эффектов. Ведь так и неизвестно, какой ценой ее удалось сохранить. Ценой пустых обещаний или больших денег, от которых может разыграться аппетит и других частей Соединенного Королевства. А еще есть проблемы с миграционной политикой, неубедительность и несолидное лавирование в отношениях с ЕС, социально-экономические просчеты. "Кэмерон, ты прячешься, значит — ты не прав", — могут подумать британцы. И пусть они только так подумают, чем увидят, что так оно и есть, видимо, решили советники премьера.
Эксперты говорят, что, увернувшись от тарана с главным соперником, лидер консерваторов, может быть, и не выиграет, но, как минимум, и не проиграет. А в его ситуации это уже немало. Тем более, что впереди два полноценных предвыборных месяца работы на публику. Без посторонних.
А пока, отбиваясь от нападок оппонентов, тори прячутся за авторитет Маргарет Тэтчер. Дескать, это она утверждала, что теледебаты по американскому шаблону чужды Британии. Лучше бы они это не вспоминали. Во-первых, гораздо опасней, что американский шаблон превалирует и во внешней политике Лондона. И, судя по всему, на нее правящая патриотичность пока не распространяется. Во-вторых, уж слишком не в пользу премьера это сравнение с "железной леди". Отличается он не только полом, но и сплавом. Хотя, похоже, только сплавом. Поскольку в истории с форматом "один на один" он повел себя явно не по-мужски. Кстати, Эд Милибанд намерен убедить телевещателей в том, что шоу все равно должно состояться. И даже лучше, если от консерваторов будет не премьер, а пустое место. Ведь, то и требуется доказать, что — как всегда.