Духовный лидер Ирана Али Хаменеи находится в критическом состоянии, сообщил ряд ближневосточных СМИ. По их сведениям, иранский руководитель был прооперирован в одной из больниц Тегерана. Официальные источники в Иране информацию о тяжелом состоянии Али Хаменеи пока не подтвердили.
Али Хаменеи 76 лет, он руководит Ираном уже на протяжении 25 лет. А до этого с 1981 по 1989 год занимал пост президента страны.
Среди высших религиозных деятелей Ирана, которые в свое время смогут претендовать на звание преемника Али Хаменеи, есть представители различных политических тенденций. На этом общем фоне нынешний духовный лидер выглядит умеренным консерватором, не отвергающим перемены. И не следует забывать, что нынешнее относительное смягчение линии Тегерана происходит именно по инициативе Али Хаменеи, напомнила профессор кафедры современного Востока РГГУ Елена Мелкумян.
"То, что начались переговоры с Соединенными Штатами, то, что идут сейчас переговоры по ядерной программе — все это происходит с согласия духовного лидера. Это ведь не решение президента или правительства, это прежде всего была инициатива духовного лидера Али Хаменеи", — сказала Елена Мелкумян в эфире радио Sputnik.
Что касается личности возможного преемника нынешнего духовного лидера, то пока предположения строить рано, отметила эксперт.
"Такого человека, которого он называл бы своим преемником, насколько я знаю, нет. И здесь должна быть довольно длительная процедура избрания преемника. Среди аятолл, которые могут претендовать на этот пост, есть люди с разными взглядами — более консервативными и менее консервативными, больше настроенными на перемены и меньше. Но выделять кого-то из них заранее нет смысла", — считает Елена Мелкумян.
Даже в случае гипотетической смены в Иране духовного лидера опасаться ухудшения отношений Тегерана и Москвы не стоит, говорит эксперт.
"Сейчас отношения с Москвой опираются прежде всего на взаимные экономические интересы. А они укрепились в последнее время. И пока общая политическая ситуация не изменится, думаю, что отношения между Тегераном и Москвой останутся прежними", — заключила Елена Мелкумян.