Проект "Набукко" считался альтернативой российскому "Южному потоку". Однако из-за отсутствия необходимых инвестиций и достаточного количества поставщиков газа, проект был отменен Европейской комиссией в 2013 году. Судя по заявлениям премьера Болгарии Бойко Борисова, в нынешних условиях проект "Набукко" полностью соответствует интересам Евросоюза.
"Набукко" может быть интересен, если он будет иметь ресурс Туркменистана и Ирана. Без этого его практическая реализация нецелесообразна. Но рассчитывать на туркменский газ сейчас невозможно, а на газ из Ирана — об этом еще очень рано говорить, несмотря на словесное сближение Ирана с Европой, фактически санкции остаются. Проблема еще заключается в том, что азербайджанский газ, которого оказалось не так много, как рассчитывали, уже распределен: основными потребителями являются Италия и Турция. Расписан газ и первого этапа проекта, и второго. На Болгарию там приходится около 1 млрд кубометров, причем, еще нет готовой технологической схемы его получения", — сказал в эфире радио Sputnik начальник отдела аналитических исследований инвестиционной группы "УНИВЕР Капитал" Дмитрий Александров.
По его словам, у Болгарии сейчас незавидная позиция.
"Болгария рискует потерять еще доходы, связанные с транзитом российского газа на Турцию, который идет через ее территорию, а с 2019 года может пойти уже напрямую. Она фактически лишается и транзита, и возможности для получения собственного газа через Украину, поскольку этот транзит с большой долей вероятности будет прекращен", — отметил эксперт.
По словам Дмитрия Александрова, в заявлении премьера Болгарии Бойко Борисова о том, что София докажет, что не играет роль тормоза проектов, читается попытка хоть как-то спасти ситуацию.
"А для Азербайджана подписать или не подписать какое-то соглашение — это чисто политическое маневрирование, он никаких обязательств здесь, в общем-то, не несет", — добавил эксперт.
По его словам, вообще непонятно, чем Болгария может быть интересна для Азербайджана. Если ей и стоит вести переговоры, то со всеми участниками газового консорциума.
"Болгария не является ключевым транзитером в нынешнем проекте, который реализуется Азербайджаном, она не может привлечь какие-то дополнительные инвестиции или сама стать крупным инвестором. Все объемы газа, которые есть — все расписаны, и это предельные объемы газа на второй стадии. Если бы Болгария выступила ключевым инвестором для третьей стадии или параллельно запустила некий проект или стала ключевым инвестором в трубопроводном строительстве и сделала ответвление на свою территорию самостоятельно, тогда было бы о чем говорить. В любом случае, надо говорить не с Азербайджаном, а со всеми участниками консорциума, которых там много", — заключил эксперт.