Автор Михаил Шейнкман
Между Россией и Белоруссией – это так же естественно, как вращение Земли вокруг Солнца. Как день и ночь. Чтобы ни происходило, они все равно встречаются. Сегодня в Москве, чтобы очередным заседанием Высшего Совета отметить 15-летие Союзного государства. У нас это в порядке вещей. Даже если только это и указывает на то, что эти вещи по-прежнему в порядке. Юбилей, правда, был 8 декабря. Ну, так лучше позже, чем никогда. Тем более что это, похоже, и есть главный девиз нашей близости. По сути, все эти годы мы ждем, когда она станет абсолютной, и самим этим ожиданием доказываем, что не зря. Собственно, этот саммит и планировали день в день со знаменательной датой. Но Минск почему-то попросил переноса. Как знал, что в марте Лукашенко приедет в Москву уже совсем другим человеком. После "нормандского-то" февраля в Минске.
Ведь теперь никто не скажет, что это он по обыкновению опять увлекся заигрыванием с Западом. Потому что это Запад увлекся им. Не полюбил, но посчитал привлекательным его особое мнение по Украине. И хотя оно – нейтралитет, но уже не пророссийское. Хотя он и прославился на том четырехстороннем "марафоне мира" тем, что, как сам выразился, "подносил снаряды": кофе, чай, яичница с бутербродами. Объятия с Порошенко, галантность с Меркель, добродушие с Олландом. Картинка резко контрастировала с образом, создаваемым годами. Хотя красна девица немецкая его не целовала – сам к ручке прильнул, но свершилось диво дивное, и обернулось "чудище антидемократическое" кавалером, Западом не писаным, миротворцем душеспасительным, хозяином гостеприимным.
И потянулись к нему купцы иностранные, делегации импортные. Из ЕС и ПАСЕ, и прочих контор. И главным в этой россыпи интереса неподдельного – Рубин. Эрик Рубин. В кои-то веки — заместитель помощника госсекретаря США. Такие люди в белорусском полесье давно не водились. С кудесником леса Алексом, если на англосакский манер. Пока ничего серьезного. Но, того и гляди, пригласят президента, Европой отвергаемого, в Ригу на саммит Партнерства Восточного. Того, между прочим, самого, что уже довело до греха Украину соседнюю. Однако не боится Лукашенко-батюшко Майдана революционного, знает, что ничем не рискует. Потому, говорит всем, что есть у него в Москве и друг, и брат. Вечная надежда и отрада тоже. К нему и приехал, чтобы доказать: это волк, сколько ни корми, в лес смотрит. А белорусский партнер, может, и посматривает по сторонам, но понимает, что сытым его сделают только в одном месте. За тем, ходят слухи, и пожаловал. Очередную матпомощь миллиардов на 2-2,5 долларов просить с намеком: "а то уйду". Зовут же. Но ему за дружбу и сотрудничество, за заслуги великие российского Ордена Александра Невского в Кремле вручение. Иностранцам его получить – большая редкость. Но он же – свой. Почти, как Иван Теркин. Нет, ребята, он не гордый. Никогда не промолчит – скажет так: "зачем мне орден, я согласен на кредит".
Тему продолжит замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько.
— Единая внешняя политика, единый антикризисный план России и Белоруссии. В какой степени это возможно с таким Лукашенко?
— Я думаю, что при достаточно последовательной политике со стороны российских элит это вполне возможно. Хотя бы в той степени, в которой это сейчас требуется для безопасности Российской Федерации. С другой стороны, мы видим, что рассчитывать полностью на лояльность президента Белоруссии сложно, ввиду того, что он допускает ряд высказываний, а, возможно, и действий, которые могут внушить определенным силам на Западе надежды на переформатирование белорусского государства на антироссийские рельсы.
— Насколько оправдается расчет президента Белоруссии на какое-то партнерство с ЕС и США?
— Конечно, в какой-то степени оно, безусловно, возможно. Но, я думаю, что Лукашенко прекрасно понимает, что самого его там никто принимать в качестве полноценного партнера тоже не будет. Сейчас существует ряд программ, направленных на максимальный отрыв Белоруссии от России. Интенсивно работают структуры, которые стремятся внушить населению Белоруссии хотя бы какие-то симпатии в адрес Европейского союза, в адрес США.
Наверное, это не самое лучшее проявление партнерства – пользоваться охлаждением Запада с Россией, чтобы подогреть интерес к себе. Но Лукашенко всегда был таким. Он и сейчас всего лишь пытается снять разницу игрой на внешних курсах. Но, опыт показывает: сколько бы он ни крутился вокруг своей оси, все равно вращаться ему вокруг одного Солнца. Как бы ни хотелось доказать древнее заблуждение, что это все остальные должны вращаться вокруг его Земли.