Автор Михаил Шейнкман
Первые прямые выборы мэров в Литве, выборы в парламент Эстонии. Таджикистан в череде этих кампаний даже по расположению, казалось, должен вызывать меньший интерес у европейских наблюдателей. Но 1 марта свою пристальность они сосредоточили именно на нем. Хотя здесь депутатов избирали, по большому счету, и без интриги, и без интриг. Зато с явкой – Западу и не снилось. Под 88%. Это был хорошо организованный, с соблюдением всех условностей, выигрыш правящей Народно-демократической партии президента Рахмона. Предварительные 65% – это не те 71, что взяли пять лет назад. Но разницу вполне можно засчитать в качестве платы за репутационную чистоту и честность процесса. Тем паче, что для конституционного большинства НДП и этого хватит.
В спорте такие победы называют "дежурными". Понятно, что административный ресурс. Естественно, что с преобладанием в информационном пространстве. Но у них в Центральной Азии так принято. Это такой ментально-политический стандарт. После географии только он, пожалуй, и ставит беднейший Таджикистан в один ряд с относительно благополучными и углеводородно богатыми Казахстаном и Узбекистаном. Европейцам этого не понять. Потому что мало следить за выборами, надо здесь жить. Хотя, по сути, местная предсказуемость и не так уж сильно отличается, скажем, от эстонской. Там ведь тоже заранее знали победителей. Просто здесь их делают по старинке, а там — с помощью новомодных технологий.
В Эстонии впервые голосовали без обязательного посещения избирательных участков — с помощью домашнего компьютера или любого мобильного устройства. Комфортно, современно, а главное – под присмотром. Все данные обрабатывал привластный киберцентр, профинансированный США и оснащенный всякими суперчувствительными заграничными штучками в связи с раздутой кампанией противодействия неким виртуальным угрозам. Так вот, угрозы виртуальные, а торжество правящих реформистов с националистами — реальное. И совсем не странно, что треть избирателей электронно проголосовали досрочно и что именно они обеспечили режиму новые четыре года. Хотя рейтинги сулили первенство оппозиционным центристам.
В Таджикистане в этом смысле у оппозиции не было ни единого шанса. Однако мало кто ожидал, что в итоге не будет и оппозиции. К разряду сенсаций можно отнести "вылет" из парламентского процесса коммунистов и Партии исламского возрождения. Впервые в новейшей истории они оказались не у дел, не сумев преодолеть пятипроцентный барьер. А ведь лидера ПИВТ Кабири называли чуть ли не самым авторитетным оппозиционным политиком. Репутацию ему вполне могли подпортить разговоры о сотрудничестве с властями. Хотя определяющим, видимо, стало именно их отношение к оппозиции.
Продолжит завотделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.
— Насколько результаты парламентских выборов в Таджикистане отражают реальное соотношение политических сил и реальную ситуацию в этой стране?
— У меня есть большие сомнения в том, что реально отражают. Я не могу поверить в то, что вторая по величине и по значимости партия – Партия исламского возрождения (ПИВТ) – получила 1,1%. При безусловном доминировании партии власти ПИВТ и коммунисты всегда стабильно находились на втором и третьем местах по степени узнаваемости и по степени симпатий со стороны населения. И то, что сейчас ни те, ни другие не вошли в парламент, на мой взгляд, несет определенные вызовы и угрозы для стабильности в Таджикистане на ближайшую перспективу.
— Насколько я могу судить, Вы подозреваете власть в определенной коррекции результатов выборов. Если так, то зачем так откровенно она пошла на такое деяние?
— Очевидно, конкуренция с этой политизированной исламской структурой создавала неудобства для Народно-демократической партии. В прошлом Маджлисе у "исламистов" было два мандата. Это, конечно, не создавало каких-то серьезных проблем. Но это был некий клапан для озвучивания альтернативных точек зрения. Сейчас, к сожалению, этого нет, потому что будущий парламент получается совершенно однообразный, однотипный.
Несмотря на предопределенность, не прав тот, кто назовет выборы в парламент Таджикистана ненужной формальностью. Это, как волосы на голове. В принципе, можно обойтись и без них. Но с ними – все-таки симпатичней. К тому же, как еще хоть раз в пять лет показать изменение политической "прически". Что-то выстричь, кого-то укоротить, где-то обесцветить, опять же и укладывать можно по-разному. И все понимают, не важно, какой пробор, главное – какую голову он украшает. Судя по рейтингу президента, Таджикистан она вполне устраивает. Во всяком случае, другой головы все равно нет.