Автор Михаил Шейнкман
Еще каких-нибудь пару суток, и в Эстонии опять ничего не изменится. Кроме того, что парламентские выборы уже пройдут. И снова – впустую. Перед днем тишины опросы фиксируют один в один вероятность латвийского исхода. Все складывается так, что и здесь оппозиция выиграет, но не начнет. В отличие от масла масленого для нее победная победа – это не тавтология, а мечта.
Центристской партии во главе с мэром Таллинна Эдгаром Сависааром прочат первое место и 27%. В числе прочего, это практически весь русскоязычный электорат. Однако этого хватит, чтобы одолеть противника в сражении, а не в войне. Совокупность результатов правящих партий позволит им остаться режимом. Вообще, утверждение о том, что 1 марта вся Эстония отправится на выборы, можно делить, как минимум, на три. Во-первых, на протяжении десятилетия явка колеблется в районе 60%. И вряд ли на этот раз она будет существенно выше. Во-вторых, треть проголосовала заранее. Это, кстати, и для Европы — рекорд. Между прочим, в экспертной среде считается, что избирательная досрочность – это самая благоприятная среда для фальсификаций. Чем выше показатель экстерна, тем меньше доверия к процессу. Во всяком случае, когда какой-нибудь БДИПЧ ОБСЕ оценивает выборы в государствах, не входящих в систему западных ценностей.
Эстонская власть в этом смысле, как жена Цезаря, вне подозрений. Поэтому и вне конкуренции. Она играет с оппозицией в демократию по тому же принципу, что бразильцы – в футбол: "вы наберете, сколько сможете, а мы сделаем с этим, что захотим". Хотя локомотив правящей коалиции – реформисты – отстают от центристов пунктов на пять-шесть. Но премьер Рыйвас не устает твердить о выполнении обещаний четырехлетней давности на 70%. Это, вероятно, и есть та большая часть айсберга, что скрыта от глаз. Поскольку все остальные видят только верхушку. Самодовольную, самоуверенную и, по сути, самоубийственную.
Лучшая характеристика ее "достижений" – бегство бывшего лидера реформистов Андруса Ансипа. Европейский рекордсмен по пребыванию в должности премьера предпочел год назад прервать свой стаж, не дотянув до десятилетия, чтобы держаться от выборов подальше. Перебрался в Брюссель на теплое место еврокомиссара. Портфеля, правда, ему так и не досталось. Но и от избирателей тоже. Его отставку тогда связали с катастрофическим падением доверия к власти. Но идея с кадровым ребрендингом ей, впрочем, тоже не помогла. В 2011 реформисты, пусть минимально, но превзошли центристов и по формальным признакам получили право на формирование правительства. А сейчас президенту Ильвесу уже придется выдумать аргументы в их пользу. Но он справится. Так что, сколько бы они голосов ни набрали, у них всегда будет одним больше.
Из Таллинна передает правозащитник Андрей Заренков.
— Как оцените ситуацию в Эстонии накануне выборов, какие настроения преобладают?
— Выборы – это всегда какой-то рубеж, за которым либо начинаются перемены, либо страна продолжает ранее выбранный курс. Сегодня предпосылок для каких-либо изменений я не наблюдаю ни в эстонском обществе, ни в эстонской элите. Я думаю, что тот курс, который у нас в Эстонии был, а это непомерное увеличение военного бюджета, это предоставление по первому требованию НАТО аэропортов и территорий для военных баз, это всплеск русофобии – все это останется.
— Социологи пророчат центристам победу, но называют ее поражением. Насколько такая предсказуемость влияет на отношение граждан к такой демократии?
— Думаю, что очень влияет на то, каким образом люди отдают свои голоса. Более того, у нас есть такая "эстонская нокиа" — эстонское чудо – это электронные выборы. Процедура очень хорошая, удобная: никуда ходить не надо, из своего компьютера нажал – и твой голос там. Но контролируют эту ситуацию люди, которые стоят у власти. Поэтому немножко "прокоординировать" это дело как-то по-своему – это вполне возможно.
За неделю до выборов у эстонских властей был, пожалуй, самый беспроигрышный повод для демонстрации величия. Но все, что они смогли показать на День Независимости — это лозунги неофашистов на марше в Таллинне и американцев на военном параде в Нарве. Их, наверное, потому и развели, что призыв "Эстония – эстонцам" на звездно-полосатом фоне выглядел бы не совсем уместно. Зато закономерно. Это же и есть национализм под прикрытием. И он, видимо, отсюда никуда не уйдет. Потому что его удел – строем, под американским флагом маршировать на месте.