Автор Мария Балябина
Все нацистские концлагеря были известны поразительной жестокостью по отношению к узникам. На них испытывали яды, заражали всеми известными болезнями, морили голодом, придумывали все более изощренные способы убийства. В Бухенвальде практиковали заражение тифом и туберкулезом. Подопытные умирали или от самой болезни, или от вакцин, которые на них испытывали.
Не отказывались здесь и от остальных способов убийства и пыток, принятых в концлагерях. Но Бухенвальд был не только машиной смерти, но и "кожаной мастерской" – из кожи узников делали сумочки, перчатки, абажуры. Этот жуткий "шик" был по душе многим садистам, которые нашли свое место в руководстве концлагерей. Но действительно прославились таким циничным отношением к своим жертвам первый комендант Бухенвальда Карл Кох и его жена Ильзе, которую прозвали "фрау Абажур" за любовь к человеческой коже, особенно с необычными татуировками. Кохи там пробыли недолго, но и после их перевода в Майданек в Бухенвальде ничего не изменилось. Биоматериал использовали в промышленных масштабах, рассказывает военный историк, эксперт Борис Юлин:
"Политика использования человеческих материалов – волос, жира, кожи – она была как практика использования ресурсов. То есть, когда людей воспринимают не как людей, а как скотов, то почему бы и не использовать материал, полученный от них. Это была общенемецкая практика. Другое дело, что некоторые от этого получали удовольствие, потакали своему садизму, а для остальных это была повседневная рутина. Но это общая бесчеловечная сущность немецкого нацизма".
До того как стать просто биоматериалом, заключенные должны были работать на благо вермахта. Причем труд этот был порой настолько тяжелым, что некоторые узники предпочитали смерть и сами бросались под выстрелы конвоиров. Но нечеловеческие условия не сломили дух заключенных. В лагере довольно быстро сформировалась подпольная организация, которая с годами совершенствовалась и усложнялась.
Сопротивление объединило почти 180 различных групп, треть из которых составляли советские граждане. Особый вклад в деятельность организации внесли те узники, которые работали на оружейном заводе. Они могли делать и по частям выносить холодное оружие, они же смастерили детали для радиоприёмника, с помощью которого удавалось поддерживать связь с внешним миром. 11 апреля 1945 года узники Бухенвальда подняли восстание, которое во многом помогло освобождению лагеря, рассказывает историк, научный сотрудник Российского института стратегических исследований Константин Залесский:
"Не только в Бухенвальде, во многих лагерях создавались подпольные группы сопротивления. Они складывались либо вокруг военных, либо коммунистов, потому что они были более организованы. В июне 43-го был сформирован Интернациональный лагерный комитет. В апреле 45-го, когда на подходе были американские войска, немцы начали эвакуацию – тут комитет сопротивления получил возможность выступить. Они смогли достать оружие, когда основной персонал покинул лагерь, смогли поднять восстание и захватить остатки лагеря. Главный лагерь Бухенвальда, где сейчас стоит мемориал, не был освобожден американскими войсками. Он был освобожден самими заключенными, которые и распахнули его ворота".
Через Бухенвальд прошло около 250 тысяч человек. Погибли, по некоторым оценкам, больше 50 тысяч. Но и после освобождения Бухенвальд не прекратил свое существование. Советское правительство открыло там спецлагерь №2. Его узниками стали недавние мучители – в лагерь до 1950 года направляли нацистских военных преступников.